ни житейские столкновения, к которым юноша
должен быть заранее хорошо подготовлен, укреплен и вооружен (иначе он не в
состоянии будет ни устоять, ни защищаться), не принимаются в расчет этой
системой воспитания. Наши школы не дают своим ученикам такой подготовки, более
важной, чем всякая другая, не снабжают его необходимой твердостью здравого
смысла, воли и нервов. Наоборот, вместо того чтобы подготовить ученика для
предстоящих ему условий жизни, школа лишает его необходимых для этого качеств.
Отсюда вытекает то, что его вступление в жизнь, его первые шаги на поприще
практической деятельности часто сопровождаются рядом неприятных поражений,
вызывающих у него чувство огорчения и оскорбления, долго не исчезающее и порой
искалечивающее его навсегда. Это тяжелое и опасное испытание; нравственное и
умственное равновесие может пострадать от этого и рискует никогда вполне не
восстановиться. Разочарование наступает слишком внезапно и бывает слишком
полным; заблуждение было слишком велико и слишком велики будут неприятности.
Это были приблизительно последние страницы, написанные Тэном. Они превосходно
резюмируют результаты долгого опыта великого философа. Я думаю, что они
совершенно непонятны, к сожалению, для профессоров нашего университета, не
бывавших за границей. Воспитание - единственное средство, которым мы обладаем,
чтобы несколько действовать на душу народа, и грустно думать, что во Франции
почти нет никого, кто бы мог понять, что наше современное воспитание составляет
опасный элемент быстрого упадка, и вместо того чтобы развивать нашу молодежь,
оно извращает и унижает ее.
Полезно было бы сопоставить эти страницы Тэна с наблюдениями, произведенными над
воспитательной системой в Америке Полем Бурже, и собранными в его прекрасной
книге Outre-Mer . Признав также, что наша воспитательная система создает только
ограниченных буржуа без инициативы и без воли или анархистов, - два типа,
одинаково опасных, - цивилизованного человека, бесплодно вращающегося среди
бессильной пошлости, либо увлеченного безумием разрушения , - автор приводит
сравнения, весьма заслуживающие внимания. Он сравнивает наши французские лицеи,
эти фабрики дегенерации, и американские школы, превосходно подготавливающие
человека для жизни. Тут можно ясно видеть, какая пропасть существует между
действительно демократическими народами и такими, у которых демократические идеи
существуют только в речах, а не в мыслях.
Мы нисколько не удалились от психологии толпы в предшествовавших строках. Чтобы
понять идеи и верования, гнездящиеся в толпе в настоящую минуту и готовые завтра
же проявиться в полном развитии, надо знать, как готовилась почва для этого.
Образование, которое дается молодому поколению в какой-нибудь стране, позволяет
нам предвидеть, какая участь ожидает эту страну. Воспитание, получаемое
современным поколением, оправдывает самые мрачные предсказания в этом отношении.
Образование и воспитание до некоторой степени могут улучшить или испортить душу
толпы. Необходимо было указать, как действует на нее современная система и как
масса равнодушных и нейтральных индивидов превратилась постепенно в громадную
армию недовольных, готовых повиноваться всяким внушениям утопистов и риторов. В
школах-то именно и подготавливается будущее падение латинских народов. Глава
вторая
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ ТОЛПЫ
§ 1. Образы, слова и формулы. - Магическая сила слов и формул. - Могущественное
влияние слов связано с образами, которые ими вызываются, и не зависит от их
реального значения. - Образы меняются соответственно времени и расе. -
Обветшание слов. - Изменение смысла слов сообразно расе. - Различное значение
слова демократия в Европе и Америке. § 2. Иллюзии. - Их значение. - Они лежат
в основе всех цивилизаций. - Социальная необходимость иллюзий. - Толпа всегда
предпочитает их истине. § 3. Опыт. - Только опыт может упрочить в душе толпы
необходимые истины и разрушить иллюзии, сделавшиеся опасными. - Во что обходится
необходимый для убеждения толпы опыт. § 4. Рассудок. - Ничтожность его влияния
на толпу. На толпу можно влиять, действуя на ее бессознательные чувства. - Роль
логика в истории. - Тайные причины невероятных событий.
В предшествующей главе мы изучили отдаленные и подготовительные факторы,
развивающие в душе толпы особенную восприимчивость, благодаря которой в толпе
возникают известные чувства и идеи. Теперь нам нужно рассмотреть факторы,
действующие на толпу