школе. Есть
имена и вещи, которых никто не смеет коснуться. Для современного читателя,
например, чтение Гомера доставляет, конечно, огромную и непреодолимую скуку, но
кто же посмеет сознаться в этом? Парфенон в его настоящем виде является
несчастной развалиной, лишенной всякого интереса, но эта развалина обладает
обаянием именно потому что она представляется нам не в том виде, в каком она
есть, а в сопровождении всей свиты исторических воспоминаний. Главное свойство
обаяния именно и заключается в том, что оно не допускает видеть предметы в их
настоящем виде и парализует всякие суждения. Толпа всегда, а индивиды - весьма
часто нуждаются в готовых мнениях относительно всех предметов. Успех этих мнений
совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них
заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.
Теперь я буду говорить о личном обаянии. Этот род обаяния совершенно отличается
от искусственного или приобретенного обаяния и не зависит ни от титула, ни от
власти; оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то
магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на
существование между ними равенства в социальном отношении и на то, что они не
обладают никакими обыкновенными средствами для утверждения своего господства.
Они внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются, как
повинуются, например, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы
его разорвать.
Великие вожаки толпы: Будда, Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон обладали в высшей
степени именно такой формой обаяния и благодаря ей подчиняли себе толпу. Боги,
герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их
подвергают обсуждению.
Великие люди, об обаянии которых я только что говорил, без этого обаяния не
могли бы сделаться знаменитыми. Конечно, Наполеон, находясь в зените своей
славы, пользовался огромным обаянием, благодаря своему могуществу, но все же это
обаяние существовало у него и тогда еще, когда он не имел никакой власти и был
совершенно неизвестен. Благодаря протекции, он был назначен командовать армией в
Италии и попал в кружок очень строгих, старых воинов-генералов, готовых оказать
довольно-таки сухой прием молодому собрату, посаженному им на шею.
Но с первой же минуты, с первого свидания, без всяких фраз, угроз или жестов,
будущий великий человек покорил их себе. Тэн заимствует из мемуаров
современников следующий интересный рассказ об этом свидании:
Дивизионные генералы, в том числе Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный,
очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную
квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро
заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь
неповиноваться этому фавориту Барраса , генералу Вандемьера , уличному
генералу , на которого все смотрели как на медведя, потому что он всегда
держался в стороне и был задумчив, притом этот малорослый генерал имел репутацию
математика и мечтателя. Их ввели. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он
вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения,
отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже
вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями,
соглашаясь вместе с Массеной, что этот маленький генерал внушил ему страх, и он
решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя
уничтоженным перед его превосходством .
Обаяние Наполеона еще более увеличилось под влиянием его славы, когда он
сделался великим человеком. Тогда уже его обаяние сделалось почти равносильно
обаянию какого-нибудь божества. Генерал Вандамм, революционный вояка, еще более
грубый и энергичный, чем Ожеро, говорил о нем маршалу д'0рнано в 1815 году,
когда они вместе поднимались по лестнице в Тюильрийском дворце: Мой милый, этот
человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе
отчета, и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта,
приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через
игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь .
Наполеон оказывал такое же точно обаяние на всех тех, кто приближался к нему.
Сознавая вполне свое обаяние, Наполеон понимал, что он только увеличивает его,
обращаясь даже хуже, чем с конюхами, с теми важными лицами, которые его окружали
и