Доказательством того, что успех составляет одну из
главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с
исчезновением успеха. Герой, которого толпа превозносила только накануне, может
быть на другой день осмеян ею, если его постигла неудача. Реакция будет тем
сильнее, чем больше было обаяние. Толпа смотрит тогда на павшего героя как на
равного себе и мстит за то, что поклонялась прежде его превосходству, которого
не признает теперь. Когда Робеспьер посылал на казнь своих коллег и множество
современников, он пользовался огромным обаянием. Но стоило лишь перемещению
нескольких голосов лишить его власти, и он немедленно потерял свое обаяние, и
толпа провожала его на гильотину градом таких же проклятий, какими она осыпала
его прежние жертвы. Верующие всегда с особенной яростью разбивают богов, которым
поклонялись некогда.
Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и
вследствие оспаривания, но это совершается медленнее. Однако именно такой способ
разрушения обаяния гораздо более действен. Обаяние, которое подвергается
оспариванию, уже перестает быть обаянием. Боги и люди, сумевшие долго сохранить
свое обаяние, не допускали оспариваний. Чтобы вызывать восхищение толпы, надо
всегда держать ее на известном расстоянии.
Глава четвертая
ГРАНИЦЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ МНЕНИЙ И ВЕРОВАНИЙ ТОЛПЫ
§ 1. Постоянные верования. - Неизменность некоторых общих верований. Они служат
путеводителями цивилизаций. - Сложность их искоренения. - В каком отношении
нетерпимость составляет добродетель. - Нелепость какого-нибудь верования в
философском отношении не может вредить его распространению. § 2. Непостоянные
мнения толпы. - Чрезвычайная изменчивость мнений, не проистекающих из общих
верований. - Кажущиеся изменения идей и верований, действительные границы этих
изменений. - Исчезновение общих верований и чрезвычайное распространение печати
обусловливают необыкновенную подвижность мнений в наше время. - В толпе
обнаруживается склонность к индиферентизму. - Бессилие правительств руководить
мнениями толпы. - Нынешняя раздробленность мнений препятствует их тирании.
§1. ПОСТОЯННЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Между анатомическими и психологическими признаками живых существ наблюдается
тесный параллелизм. В анатомических признаках мы наталкиваемся на некоторые
элементы, остающиеся неизменными или изменяющиеся так медленно, что нужны целые
геологические эпохи, чтобы вызвать эти изменения. Но рядом с постоянными,
неизменяющимися признаками существуют другие, очень подвижные, подвергающиеся
изменению под влиянием среды или при помощи искусства; скотоводы и садоводы,
например, могут по произволу изменять эти признаки, притом иногда до такой
степени, что они совершенно скрывают основные черты от взоров не очень
внимательного наблюдателя. В нравственных чертах наблюдается такое же явление.
Рядом с неизменными психологическими элементами какой-нибудь расы встречаются
элементы подвижные и изменяющиеся. Вот почему, изучая верования и мнения
какого-нибудь народа, мы наталкиваемся в глубине на очень стойкое основание, на
которое наслаиваются мнения, столь же подвижные, как и песок, покрывающий
какую-нибудь скалу.
Мнения и верования толпы образуют, следовательно, два разряда, резко
отличающиеся друг от друга. К первому мы отнесем все великие постоянные
верования, удерживающиеся в течение многих столетий, и на которых покоится вся
цивилизация; таковы, например, идеи христианства, феодализма, реформации, а в
наше время - принцип национализма, демократические и социальные идеи; ко второму
относятся временные и переменчивые мнения, проистекающие большей частью из общих
понятий, которые нарождаются и исчезают с каждой эпохой - это, например, теории,
руководящие искусствами и литературой в известные времена, те, которые вызвали
появление романтизма, натурализма, мистицизма и т.д. Эти теории большей частью
столь же поверхностны, как и мода, и подвергаются таким же изменениям, как она,
напоминая маленькие волны, которые беспрестанно то появляются, то исчезают на
поверхности какого-нибудь глубокого озера.
Число великих общих верований очень невелико. Нарождение этих верований и их
исчезновение составляют для каждой исторической расы кульминационные пункты ее
истории и образуют истинный остов всякой цивилизации. Не трудно внушить толпе
какое-нибудь преходящее мнение, но очень трудно утвердить в ее душе прочное
верование, и также трудно уничтожить это последнее,