эти собрания превращаются в толпу.
Исходной точкой при классификации толпы будет служить нам простое скопище.
Низшая форма такого скопища наблюдается тогда, когда оно состоит из индивидов
различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой
воли одного вождя. Типом такого скопища являются варвары весьма различного
происхождения, наводнявшие римскую империю в течение многих веков. Над этим
скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такая толпа, которая под
влиянием извесгных факторов приобрела уже общие черты, и в конце концов
образовала расу. При случае и в такой толпе могут проявиться специальные черты,
характерные для толпы всякого рода, но все же над ними будут преобладать в
большей или меньшей степени черты, свойственные расе.
Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше, могут
превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В этой организованной
толпе мы устанавливаем следующие различия:
А. Толпа разнородная
1. Анонимная (уличная толпа, например).
2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).
В. Толпа однородная
1. Секты (политические, религиозные и т.д.).
2. Касты (восьмые, духовенство, рабочие и т.д.).
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).
Постараемся в нескольких словах определить главные отличительные черты этих
различных категорий толпы.
§1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА
О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа составляется
из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Мы
знаем уже, что коллективная психология людей, образующих действующую толпу,
отличается значительно от их индивидуальной психологии, и умственное развитие не
препятствует этому. Нам известно, что в собраниях ум не играет никакой роли, и
двигателями являются бессознательные чувства.
Основной фактор - раса - дозволяет нам установить еще более глубокие различия
между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже не раз
возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что она
является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме
того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из индивидов
самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичан или китайцев),
значительно отличается от толпы, в состав которой входят индивиды также всякого
рода, но принадлежащие к разным расам (например, русские, французы, испанцы).
Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в мыслях и
чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь
обстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют вместе в толпе, и притом в
приблизительно равной пропорции, индивидов различной национальности; эти
различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся общность интересов,
заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов собрать в общем конгрессе
представителей рабочего населения каждой страны обыкновенно приводили лишь к
самым яростным разногласиям. Латинская толпа, как бы она ни была революционна
или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для
реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к
централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа не признает
государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа
больше всего стоит за равенство, английская - за свободу. Такие различия,
существующие между расами, ведут к тому, что социализм и демократия представляют
почти столько же разнообразных форм, сколько есть наций.
Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,
ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие свойства
толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы. Господство
толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем
приобретения прочно организованной души раса может избавиться мало-помалу от
неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.
Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на два отдела:
толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надо отнести все
совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не
существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придает ее
поступкам очень часто совершенно иное направление.
§2. ТОЛПА ОДНОРОДНАЯ
Толпа однородная состоит из трех