чтобы взять
бюро приступом; социалисты же с жаром старались отразить их, толкались, ругали
друг друга продажными шпионами и т.д., и в конце концов один из граждан удалился
с подбитым глазом.
Наконец кое-как удалось составить бюро среди всеобщего шума, и на трибуне
остается компаньон X. Он начинает развивать настоящий обвинительный акт против
социалистов, которые прерывают его криками: Кретин! бандит! каналья! и т.д.,
- эпитеты, на которые компаньон X. отвечает изложением теории, изображающей
социалистов идиотами или шутами .
...Партия Аллемана организовала вчера вечером в зале торговли на улице Фобург дю
Тамил большое подготовительное собрание к празднику рабочих первого мая.
Лозунгом было: тишина и спокойствие .
Компаньон Г. обозвал социалистов кретинами и обманщиками; тотчас же ораторы и
слушатели стали осыпать друг друга бранью, и дело дошло до рукопашной схватки,
на сцену появились стулья, скамьи, столы и т.д.
Не следует, однако, думать, что такой способ обсуждения был свойствен только
какому-нибудь известному классу избирателей и находился быв зависимости от их
социального положения. Во всяком анонимном собрании, какое бы оно ни было, хотя
бы оно исключительно состояло из ученых, прения всегда облекаются в одну и ту же
форму. Я говорил уже, что люди в толпе стремятся к сглаживанию умственных
различий, и доказательства этого мы встречаем на каждом шагу. Вот, например,
извлечение из протокола одного собрания, состоявшего исключительно из студентов,
заимствованного мною из газеты Temps от 13 февраля 1895 года:
Шум все увеличивался по мере того, как время шло и я не думаю, что нашелся бы
хоть один оратор, который мог бы сказать две фразы и при этом его не прерывали.
Каждую минуту раздавались крики то из одного места, то из другого, а то изо всех
мест сразу; аплодировали, свистели, между различными слушателями возникали
яростные споры, размахивали угрожающим образом тростями, мерно стучали в пол,
кричали: Вон! На трибуну!
М. С. начал расточать по адресу ассоциации самые нелестные эпитеты, называя ее
подлой, чудовищной, продажной и мстительной и т.д., заявляя, что стремится к ее
уничтожению...
Спрашивается, как же при подобных условиях избиратель составляет себе свое
мнение? Но такой вопрос может явиться у нас лишь тогда, когда мы пребываем в
странном заблуждении насчет свободы такого собрания. Толпа ведь имеет только
внушенные мнения и никогда не составляет их путем рассуждений. В занимающих нас
случаях мнения и воты избирателей находятся в руках избирательных комитетов, где
вожаками чаще всего бывают виноторговцы, имеющие влияние на рабочих, так как они
оказывают им кредит. Знаете ли вы, что такое избирательный комитет? -
спрашивает один из самых мужественных защитников современной демократии, г.
Сегерер. - Это просто ключ ко всем нашим учреждениям, главная часть нашей
политической машины. Франция в настоящее время управляется комитетами.
Комитеты, каково бы ни было их название: клубы, синдикаты и проч., составляют,
быть может, самый главный элемент опасности надвигающегося могущества толпы. Они
представляют собой самую безличную и, следовательно, самую угнетающую форму
тирании. Вожаки, руководящие комитетами, имея право говорить и действовать от
имени какого-нибудь собрания, избавляются от всякой ответственности и могут все
себе позволить. Ни один из самых свирепых тиранов не мог бы никогда и помышлять
о таких предписаниях, какие издавались, например, революционными комитетами. Они
истребляли Конвент и урезали его, и Робеспьер оставался абсолютным властелином
до тех пор, пока мог говорить от их имени. Но в тот день, когда он отделился от
них, он погиб. Царство толпы - это царство комитетов, т.е. вожаков, и нельзя
даже вообразить себе худшего деспотизма.
Действовать на комитеты не трудно; надо только чтобы кандидат мог быть принят и
обладал достаточными ресурсами. По признанию самих же жертвователей, довольно
было трех миллионов, чтобы устроить множественные выборы генералу Буланже.
Такова психология избирательной толпы; она не отличается ничем от психологии
толпы других категорий и нисколько не лучше и не хуже ее. Но из всего
вышесказанного я все же не вывожу заключения против всеобщей подачи голосов.
Если бы от меня зависела судьба этого учреждения, то я бы оставил его в том
виде, в каком оно существует теперь, руководствуясь практическими соображениями,
вытекающими непосредственно из изучения психологии толпы.