особенные условия, чтобы все эти черты сделались
постоянным явлением в парламентских собраниях. Эти собрания становятся толпой
лишь в известные моменты. В огромном большинстве случаев люди, составляющие их,
сохраняют свою индивидуальность, и вот почему собрания могут издавать
превосходные технические законы. Правда, эти законы раньше были выработаны
каким-нибудь специалистом в тиши кабинета, поэтому в сущности, они представляют
собой дело одного индивида, а не целого собрания. И такие законы, конечно,
всегда бывают самыми лучшими и портятся только тогда, когда целый ряд неудачных
поправок превращает их в коллективное дело. Деятельность толпы всегда и везде
бывает ниже деятельности изолированного индивида. Только специалисты спасают
собрания от принятия слишком беспорядочных и нецелесообразных решений, и в таких
случаях специалист всегда является временным вожаком. Собрание на него не
действует, но зато он сам действует на него.
Несмотря на все трудности, сопряженные с их деятельностью, парламентские
собрания все-таки являют собой лучшее, что до сих пор могли найти народы для
самоуправления и, главное - чтобы оградить себя, насколько возможно, от ига
личной тирании. Разумеется, парламент является идеалом правительства, по крайней
мере, для философов, мыслителей, писателей, артистов и ученых, словом, тех, кто
образует вершину цивилизации. В сущности же парламентские собрания представляют
серьезную опасность лишь в двух направлениях: в отношении насильственной
растраты финансов и в отношении прогрессивной ограничения индивидуальной
свободы.
Первая опасность является неизбежным последствием требований и
непредусмотрительности избирательной толпы. Пусть какой-нибудь член собрания
предложит какую-нибудь меру, удовлетворяющую якобы демократическим идеям,
например, обеспечение пенсии рабочим, увеличение жалования железнодорожным
сторожам, учителям и т.д.; другие члены, чувствуя страх перед избирателями, не
посмеют отвергнуть предложенные меры, так как побоятся показать пренебрежение
интересами вышеназванных лиц, хотя и будут сознавать, что эти меры должны тяжело
отозваться на бюджете и потребуют новых налогов. Колебания, таким образом, не
возможны. Последствия увеличения расходов отдалены и не касаются непосредственно
членов собраний, зато последствия отрицательного вотума могут дать себя знать в
тот день, когда понадобится предстать перед избирателем.
Кроме этой первой причины, вызывающей увеличение расходов, существует другая, не
менее повелительная - обязанность соглашаться на все расходы, представляющие
чисто местный интерес. Депутат не может противиться этому, так как эти расходы
служат опять-таки выражением требований избирателей, и притом он лишь в том
случае может рассчитывать на удовлетворение требований своего округа, если сам
уступит подобным же требованиям своих коллег.
В номере Йconomiste от 6 апреля 1895 года напечатан любопытный обзор того, во
что могут обходиться в течение одного года расходы, представляющие чисто
избирательный интерес и касающиеся постройки железных дорог. Чтобы соединить
Лангей (город с 3000 жителей), находящийся на горе, с Пюи вотирована постройка
железной дороги, которая обойдется в 15 миллионов; для соединения Бомона (3500
жителей) с Кастель-Саррацином вотировано 7 миллионов; для соединения деревни
Усть (523 жителей) с Сенкс (1200 жителей) - 7 миллионов; для соединения Прад с
деревней Олетт (747 жителей) - 6 миллионов, и т.д. Только на один 1895 год
вотировано 90 миллионов на постройку железных дорог, лишенных всякого общего
интереса. Другие расходы, вотированные также в избирательных интересах, не менее
значительны. Закон о пенсиях для рабочих обойдется в год минимум в 165
миллионов, согласно вычислениям министра финансов; по словам же академика
Леруа-Болье, - 800 миллионов. Ясно, что постоянное прогрессирование таких
расходов должно неминуемо привести к банкротству. Многие из европейских стран -
Португалия, Греция, Испания, Турция - уже дошли до этого; другие же, Италия,
например, скоро очутятся в таком положении. Но слишком тревожится по этому
поводу нечего, так как публика без особенно сильных протестов согласилась на
понижение на 4/5 платежей по купонам в этих государствах. Такие остроумные
банкротства дозволяют мгновенно остановить нарушенное равновесие бюджетов.
Войны, социализм и экономическая борьба подготавливают нам еще и не такие
катастрофы, и в эпоху всеобщего распадения, в которую