А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

фазы имеют одинаково

роковое значение для всех народов, так как в истории они повторяются часто.

Все эти фазы общей эволюции цивилизации не трудно изложить вкратце, и мы

закончим наш труд таким изложением. Быть может, этот беглый обзор бросит

все-таки некоторый свет на причины нынешнего могущества толпы.

Если мы проследим в общих чертах генезис величия и упадка цивилизаций,

предшествовавших нашей цивилизации, то что же нам представится прежде всего?

На заре этих цивилизаций мы видим горсть людей разнообразного происхождения,

соединившихся вместе благодаря случайностям миграций, нашествий и побед. Общую

связь между всеми этими людьми, отличавшимися друг от друга своим языком и

религией, в жилах которых текла разная кровь, составляла полупризнаваемая власть

одного вождя. В таких смешанных скопищах людей в высшей степени развиты

психологические черты толпы: временное сцепление частиц, героизм, слабости,

импульсивность и бурные чувства. Прочного в таком скопище нет ничего, это -

варвары.

Затем время совершает свое дело. Тождественность среды, повторение скрещиваний,

потребности общей жизни медленно действуют, и скопище разнородных единиц

начинает сливаться и образовывает расу, т.е. агрегат, обладающий общими чертами

и чувствами, которые все более и более фиксируются наследственностью. Толпа

становится народом, и этот народ уже может выйти из состояния варварства. Однако

он выйдет из него лишь тогда, когда, после долгих усилий, постоянной борьбы и

бесчисленных начинаний он приобретает идеал. Природа этого идеала имеет мало

значения; он может представлять собой культ Рима, Афин или поклонения Аллаху,

все равно, но этого идеала будет достаточно, чтобы создать единство чувств и

мыслей у всех индивидов расы, находящейся на пути своего образования.

Тогда-то и может народиться новая цивилизация со всеми своими учреждениями,

верованиями и искусствами. Увлекаемая своей мечтой, раса последовательно

приобретет все, что дает блеск, силу и величие. Она, без сомнения, будет толпою

в известные часы, но тогда за изменчивыми и подвижными чертами, свойственными

всякой толпе, всегда будет находиться прочный субстрат - душа расы, узко

ограничивающая размахи колебаний народа и управляющая случаем.

Совершив свое созидательное дело, время неизбежно переходит к делу разрушения,

которого не избегают ни боги, ни люди. Достигнув известной степени могущества и

сложности, цивилизация перестает расти и осуждается на упадок. Скоро должен

пробить для нее час старости. Наступление его неизбежно отмечается ослаблением

идеала, поддерживающего душу расы. По мере того, как бледнеет идеал, начинают

колебаться здания политических, социальных и религиозных учреждений, опирающиеся

на этот идеал.

По мере прогрессивного исчезновения идеала раса все более и более теряет то, что

составляло ее силу, единство и связность. Личность и ум индивида могут, однако,

развиваться, но в то же время коллективный эгоизм расы заменяется чрезмерным

развитием индивидуального эгоизма, сопровождающимся ослаблением силы характера и

уменьшением способности к действию. То, что составляло прежде народ, известную

единицу, общую массу, превращается в простую агломерацию индивидов без всякой

связности, лишь временно и искусственно удерживаемых вместе традициями и

учреждениями. Тогда-то и наступает момент, когда люди, разъединяемые своими

личными интересами и стремлениями, и не умея собою управлять, требуют, чтобы

руководили малейшими их действиями, и государство начинает оказывать свое

поглощающее влияние.

С окончательной потерей идеала раса окончательно теряет свою душу; она

превращается в горсть изолированных индивидов и становится тем, чем была в самом

начале, - толпой. Тогда снова в ней появляются все характерные изменчивые черты,

свойственные толпе, не имеющие ни стойкости, ни будущего. Цивилизация теряет

свою прочность и оказывается во власти всех случайностей. Властвует чернь и

выступают варвары. Цивилизация еще может казаться блестящей, потому что

сохранился еще внешний фасад ее здания, созданный долгим прошлым, но в

действительности здание уже подточено, его ничто не поддерживает, и оно рушится

с первой же грозой.

Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем - постепенное

ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна - вот в чем

заключается цикл жизни каждого народа.

Главная | Download | Музыка | Ссылки | Интересы | Патриотизм| Библиотека

Писать письмо