фазы имеют одинаково
роковое значение для всех народов, так как в истории они повторяются часто.
Все эти фазы общей эволюции цивилизации не трудно изложить вкратце, и мы
закончим наш труд таким изложением. Быть может, этот беглый обзор бросит
все-таки некоторый свет на причины нынешнего могущества толпы.
Если мы проследим в общих чертах генезис величия и упадка цивилизаций,
предшествовавших нашей цивилизации, то что же нам представится прежде всего?
На заре этих цивилизаций мы видим горсть людей разнообразного происхождения,
соединившихся вместе благодаря случайностям миграций, нашествий и побед. Общую
связь между всеми этими людьми, отличавшимися друг от друга своим языком и
религией, в жилах которых текла разная кровь, составляла полупризнаваемая власть
одного вождя. В таких смешанных скопищах людей в высшей степени развиты
психологические черты толпы: временное сцепление частиц, героизм, слабости,
импульсивность и бурные чувства. Прочного в таком скопище нет ничего, это -
варвары.
Затем время совершает свое дело. Тождественность среды, повторение скрещиваний,
потребности общей жизни медленно действуют, и скопище разнородных единиц
начинает сливаться и образовывает расу, т.е. агрегат, обладающий общими чертами
и чувствами, которые все более и более фиксируются наследственностью. Толпа
становится народом, и этот народ уже может выйти из состояния варварства. Однако
он выйдет из него лишь тогда, когда, после долгих усилий, постоянной борьбы и
бесчисленных начинаний он приобретает идеал. Природа этого идеала имеет мало
значения; он может представлять собой культ Рима, Афин или поклонения Аллаху,
все равно, но этого идеала будет достаточно, чтобы создать единство чувств и
мыслей у всех индивидов расы, находящейся на пути своего образования.
Тогда-то и может народиться новая цивилизация со всеми своими учреждениями,
верованиями и искусствами. Увлекаемая своей мечтой, раса последовательно
приобретет все, что дает блеск, силу и величие. Она, без сомнения, будет толпою
в известные часы, но тогда за изменчивыми и подвижными чертами, свойственными
всякой толпе, всегда будет находиться прочный субстрат - душа расы, узко
ограничивающая размахи колебаний народа и управляющая случаем.
Совершив свое созидательное дело, время неизбежно переходит к делу разрушения,
которого не избегают ни боги, ни люди. Достигнув известной степени могущества и
сложности, цивилизация перестает расти и осуждается на упадок. Скоро должен
пробить для нее час старости. Наступление его неизбежно отмечается ослаблением
идеала, поддерживающего душу расы. По мере того, как бледнеет идеал, начинают
колебаться здания политических, социальных и религиозных учреждений, опирающиеся
на этот идеал.
По мере прогрессивного исчезновения идеала раса все более и более теряет то, что
составляло ее силу, единство и связность. Личность и ум индивида могут, однако,
развиваться, но в то же время коллективный эгоизм расы заменяется чрезмерным
развитием индивидуального эгоизма, сопровождающимся ослаблением силы характера и
уменьшением способности к действию. То, что составляло прежде народ, известную
единицу, общую массу, превращается в простую агломерацию индивидов без всякой
связности, лишь временно и искусственно удерживаемых вместе традициями и
учреждениями. Тогда-то и наступает момент, когда люди, разъединяемые своими
личными интересами и стремлениями, и не умея собою управлять, требуют, чтобы
руководили малейшими их действиями, и государство начинает оказывать свое
поглощающее влияние.
С окончательной потерей идеала раса окончательно теряет свою душу; она
превращается в горсть изолированных индивидов и становится тем, чем была в самом
начале, - толпой. Тогда снова в ней появляются все характерные изменчивые черты,
свойственные толпе, не имеющие ни стойкости, ни будущего. Цивилизация теряет
свою прочность и оказывается во власти всех случайностей. Властвует чернь и
выступают варвары. Цивилизация еще может казаться блестящей, потому что
сохранился еще внешний фасад ее здания, созданный долгим прошлым, но в
действительности здание уже подточено, его ничто не поддерживает, и оно рушится
с первой же грозой.
Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем - постепенное
ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна - вот в чем
заключается цикл жизни каждого народа.
Главная | Download | Музыка | Ссылки | Интересы | Патриотизм| Библиотека
Писать письмо