А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

мыслей в известном смысле

и придающих ему специальную окраску, соответствующую толпе. Это заметно особенно

в тех случаях, когда умы уже подготовлены заранее отдаленными факторами, о

которых я говорил выше. Поэтому-то революционное движение 1848 года, начавшись в

Париже, сразу распространилось на большую часть Европы и пошатнуло несколько

монархий. Подражание, которому приписывается такая крупная роль в социальных

явлениях, в сущности составляет лишь одно из проявлений заразы. В другом месте я

уже достаточно говорил о влиянии подражания и поэтому здесь ограничусь лишь тем,

что воспроизведу то, что было сказано мною об этом предмете пятнадцать лет тому

назад и развито в последствии другими авторами в новейших сочинениях:

Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него

потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями. Именно эта

потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой моды. Кто же

посмеет не подчиниться ее власти, все равно, касается ли это мнений, идей,

литературных произведений или же просто-напросто одежды? Управляют толпой не при

помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует

небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная

масса подражает им. Но эти индивиды не должны все-таки слишком удаляться от

преобладающих в толпе идей иначе подражать будет трудно, и тогда все их влияние

сведется к нулю. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не

имеют вообще на нее никакого влияния. Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то и

европейцы со всеми преимуществами своей цивилизации имеют столь незначительное

влияние на народы Востока; они слишком отличаются от этих народов...

Двойное влияние - прошлого и взаимного подражания - в конце концов вызывает у

людей одной и той же страны и одной и той же эпохи такое сходство, что даже те,

кто менее всего должен был бы подаваться такому влиянию, - философы, ученые и

литераторы - обнаруживают все же такое семейное сходство в своих мыслях и стиле,

что по этим признакам можно тотчас же узнать эпоху, к которой они принадлежат.

Достаточно короткого разговора с каким-нибудь человеком, чтобы получить полное

понятие о том, что он читает, какие его обычные занятия и в какой среде он живет

*.

Зараза настолько могущественна, что она может внушать индивидам не только

известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такой заразе, в

известную эпоху подвергались презрению известные произведения, например,

Тангейзер , спустя несколько лет возбудивший восторги тех же самых людей,

которые его осмеяли.

Мнения и верования распространяются в толпе именно путем заразы, а не путем

рассуждений, и верования толпы всех эпох возникали посредством такого же точно

механизма: утверждения, повторения и заразы. Ренан совершенно справедливо

сравнивает первых основателей христианства с рабочими социалистами,

распространяющими свои идеи по кабакам . Вольтер также говоря о христианской

религии, сказал, что в течение более чем ста лет ее последователями была только

самая презренная чернь .

На примерах, аналогичных тем, на которые я уже указывал здесь, можно ясно

проследить, как зараза, действующая вначале только в народных слоях, постепенно

переходит в высшие слои общества; мы можем убедиться в этом на наших современных

социалистских доктринах, которыми в настоящее время начинают увлекаться уже те,

кто осужден сделаться первыми жертвами их торжества. Действие заразы настолько

сильно и могущественно, что перед ним отступает всякий личный интерес.

Вот почему всякое мнение, сделавшись популярным, в конце концов получает такую

силу, что проникает и в самые высшие социальные слои и становится там

господствующим, хотя бы нелепость его была вполне очевидна. В этом явлении

заключается очень любопытная реакция низших социальных слоев на высшие, тем

более любопытная, что все верования толпы всегда проистекают из какой-нибудь

высшей идеи, не пользовавшейся никаким влиянием в той среде, в которой она

народилась. Обыкновенно вожаки, подпавшие под влияние этой идеи, завладевают ею,

извращают ее, создают секту, которая в свою очередь извращает и затем

распространяет ее в недрах масс, продолжающих извращать ее все более и более.

Сделавшись наконец народной истиной, эта идея некоторым образом возвращается к

своему первоначальному источнику и тогда уже действует на высшие слои нации. В

конце концов