мыслей в известном смысле
и придающих ему специальную окраску, соответствующую толпе. Это заметно особенно
в тех случаях, когда умы уже подготовлены заранее отдаленными факторами, о
которых я говорил выше. Поэтому-то революционное движение 1848 года, начавшись в
Париже, сразу распространилось на большую часть Европы и пошатнуло несколько
монархий. Подражание, которому приписывается такая крупная роль в социальных
явлениях, в сущности составляет лишь одно из проявлений заразы. В другом месте я
уже достаточно говорил о влиянии подражания и поэтому здесь ограничусь лишь тем,
что воспроизведу то, что было сказано мною об этом предмете пятнадцать лет тому
назад и развито в последствии другими авторами в новейших сочинениях:
Человек так же, как и животное, склонен к подражанию; оно составляет для него
потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями. Именно эта
потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой моды. Кто же
посмеет не подчиниться ее власти, все равно, касается ли это мнений, идей,
литературных произведений или же просто-напросто одежды? Управляют толпой не при
помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует
небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная
масса подражает им. Но эти индивиды не должны все-таки слишком удаляться от
преобладающих в толпе идей иначе подражать будет трудно, и тогда все их влияние
сведется к нулю. По этой-то причине люди, стоящие много выше своей эпохи, не
имеют вообще на нее никакого влияния. Они слишком отдалены от нее. Поэтому-то и
европейцы со всеми преимуществами своей цивилизации имеют столь незначительное
влияние на народы Востока; они слишком отличаются от этих народов...
Двойное влияние - прошлого и взаимного подражания - в конце концов вызывает у
людей одной и той же страны и одной и той же эпохи такое сходство, что даже те,
кто менее всего должен был бы подаваться такому влиянию, - философы, ученые и
литераторы - обнаруживают все же такое семейное сходство в своих мыслях и стиле,
что по этим признакам можно тотчас же узнать эпоху, к которой они принадлежат.
Достаточно короткого разговора с каким-нибудь человеком, чтобы получить полное
понятие о том, что он читает, какие его обычные занятия и в какой среде он живет
*.Зараза настолько могущественна, что она может внушать индивидам не только
известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такой заразе, в
известную эпоху подвергались презрению известные произведения, например,
Тангейзер , спустя несколько лет возбудивший восторги тех же самых людей,
которые его осмеяли.
Мнения и верования распространяются в толпе именно путем заразы, а не путем
рассуждений, и верования толпы всех эпох возникали посредством такого же точно
механизма: утверждения, повторения и заразы. Ренан совершенно справедливо
сравнивает первых основателей христианства с рабочими социалистами,
распространяющими свои идеи по кабакам . Вольтер также говоря о христианской
религии, сказал, что в течение более чем ста лет ее последователями была только
самая презренная чернь .
На примерах, аналогичных тем, на которые я уже указывал здесь, можно ясно
проследить, как зараза, действующая вначале только в народных слоях, постепенно
переходит в высшие слои общества; мы можем убедиться в этом на наших современных
социалистских доктринах, которыми в настоящее время начинают увлекаться уже те,
кто осужден сделаться первыми жертвами их торжества. Действие заразы настолько
сильно и могущественно, что перед ним отступает всякий личный интерес.
Вот почему всякое мнение, сделавшись популярным, в конце концов получает такую
силу, что проникает и в самые высшие социальные слои и становится там
господствующим, хотя бы нелепость его была вполне очевидна. В этом явлении
заключается очень любопытная реакция низших социальных слоев на высшие, тем
более любопытная, что все верования толпы всегда проистекают из какой-нибудь
высшей идеи, не пользовавшейся никаким влиянием в той среде, в которой она
народилась. Обыкновенно вожаки, подпавшие под влияние этой идеи, завладевают ею,
извращают ее, создают секту, которая в свою очередь извращает и затем
распространяет ее в недрах масс, продолжающих извращать ее все более и более.
Сделавшись наконец народной истиной, эта идея некоторым образом возвращается к
своему первоначальному источнику и тогда уже действует на высшие слои нации. В
конце концов