мы видим, что все-таки ум управляет миром. Философы, создавшие
какие-нибудь идеи, давно уже умерли и превратились в прах, но благодаря
описанному мною механизму, мысль их все-таки торжествует в конце концов.
$З. ОБАЯНИЕ
Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны своим
могуществом главным образом таинственной силе, которую они приобретают, -
обаянию.
Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно
благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием. Мы все понимаем значение
этого слова, но оно употребляется часто в таких различных смыслах, что объяснить
его нелегко. Обаяние может слагаться из противоположных чувств, например,
восхищения и страха. В основе обаяния действительно часто заложены именно эти
чувства, но иногда оно существует и без них. Наибольшим обаянием, например,
пользуются умершие, следовательно, - существа, которых мы не боимся: Александр,
Цезарь, Магомет, Будда. С другой стороны есть такие предметы и фикции, которые
нисколько не возбуждают в нас восхищения, например, чудовищные божества
подземных храмов Индии, но которые, тем не ме-нее, имеют огромное обаяние.
В действительности обаяние - это род господства какой-нибудь идеи или
какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует все критические
способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное
чувство необъяснимо, как и все чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же
порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным
субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства;
боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.
Различные виды обаяния можно, однако, подразделить на две главные категории:
обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние - то, которое
доставляется именем, богатством, репутацией; оно может совершенно не зависеть от
личного обаяния. Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может
существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться
и без них.
Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше распространено. Уже
одного того факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное
положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно,
чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный
в своем мундире, судья в своей мантии всегда пользуются обаянием. Паскаль
совершенно справедливо указывал на необходимость облачить судей в мантии и
парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета. Самый
свирепый социалист всегда бывает несколько смущен при виде принца или маркиза;
стоит присвоить себе такой титул, и самый прозорливый коммерсант легко даст себя
обморочить.
Это влияние титулов, орденов и мундиров на толпу встречается во всех странах,
даже там, где больше всего развито чувство личной свободы. Я приведу по этому
поводу отрывок из новой книги одного путешественника, рассказывающего следующее
о том обаянии, которым пользуются некоторые личности в Англии:
Много раз мне приходилось наблюдать особенное состояние опьянения, которое
овладевает даже самыми благоразумными англичанами при виде и общении с
каким-нибудь пэром Англии. Они заранее уже любят его, лишь бы богатство его
соответствовало его положению, и в его присутствии они всё переносят от него с
восторгом. Они краснеют от удовольствия, когда он приближается к ним или
затоваривает с ними; сдерживаемая радость сообщает непривычный блеск их глазам.
У них лорд находится в крови , если позволено будет так выразиться, как мы
выражаемся, например, про испанца, что у него танцы в крови, про немца - что у
него музыка в крови, и про француза - что у него в крови революция. Их страсть к
лошадям и Шекспиру менее сильна, и они менее извлекают из нее наслаждений. Книга
пэров имеет огромный сбыт и ее можно найти в самых отдаленных местах и у всех
так же, как Библию .
Я касаюсь здесь лишь обаяния, которое имеют люди; но рядом с этим можно
поставить и обаяние мнений, литературных и художественных произведений и т.д. В
последнем случае чаще всего обаяние является результатом усиленного повторения.
История и в особенности история литературы и искусства, представляет собой не
что иное, как повторение все одних и тех же суждений, которые никто не смеет
оспаривать и в конце концов все повторяют их так, как выучили в