материи, как живой, так и неживой, и мы доказываем это, что есть большее, чем ваши Пасторы и Уаймэны, и Гексли могут сказать. Если бы только они знали, что Zhima не может быть отрезана или выкачана из стеклянного сосуда, подобно воздуху, и что, поэтому, где имеется пуруш, там не может быть теплового предела органической жизни, - они бы меньше обжигались и наговорили бы миру меньше абсурдностей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство - имеется повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности круга ( неограниченного ). Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимые присущей им латентной жизнью или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю, подобно тому, как водоподъемное колесо выбрасывает множество мелких капель воды вокруг вращающегося диска, ставит ее в контакт с теми же принципами, но состояния которых, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности, уже изменились. Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя во Вселенский разум, Dуаn am развивает эти зародыши, предоставляет, и, давая импульс, передает его Фохату, который вибрируя вместе с Акашей Од (состояние космической материи, движения, энергии, и т.д.), проходит по путям космических манифестаций и строит всех и все; безрассудно - согласен, но столь же точно в соответствии с прототипами, предоставленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.
Вопрос 17. О гипотетическом Абсолюте и Беспредельной Конечной Причине.
Ответ. Абсолютное и беспредельное состоит из обусловленного и предельного. Причины обусловлены в своих образах существования и атрибутах, и как индивидуальные совокупности, - не обусловлены и вечны в их сумме или как коллективная совокупность.
Вопрос 18. Если Абсолют есть слепой закон, то как он может породить разум?
Ответ. Но пассивный, латентный разум, или тот принцип, рассеянный по всей вселенной, который в своей чистой нематериальности есть не-разум и не-сознание и который, как только заключен в материю, преобразовывается в обеих - может.
Вопрос 19. Абсолют, если он разумен, должен быть всемогущим, всезнающим и абсолютно добрым?
Пожалуйста, объясните, почему.
Ответ. На Востоке Абсолют, сам будучи несознательным, связан с разумом эманациями, предполагаемо обусловленными. Насколько эта гипотеза удовлетворяет ум, что касается возможности возникновения разума из не-разума , зависит от того ума, к которому обращаются.
Что вам известно о постепенном развитии мозга, начиная с силурийского периода?
Вопрос 20. Затруднение с Происхождением Зла, рассмотренное с помощью сравнения с рафинированием сахара.
Ответ. И чем больше сахар рафинирован, тем больше брожение, вызванное в животе, и тем больше червей.
А.П.С. или X. Бесполезно...
Учитель. Покажите мне философа, который мог бы доказать, что это бесполезно!
А.П.С. или X. ... говорить, что зло столь же необходимо для того, чтобы сделать добро явным, как тьма - для того, чтобы сделать свет познаваемым. Для обусловленного - может быть, для всемогущего нет ничего необходимого.
Учитель. Сперва его докажите.
А.П.С. или Х. Неясно, что обусловленное посредничество не есть конечная причина. Поверх того стоит закон или принцип, который обуславливает это....
Учитель. Отчего так? Где? Нет, если только вы не создаете чего-либо вне абсолютного и беспредельного.
А.П.С. или X. Проблемы по ту сторону покрова, отделяющего конечную причину от проявленной вселенной, находятся вне постижения умов, обусловленных в этой вселенной.
Учитель. Воистину, нет!
А.П.С. или X. Абсолютное беспредельное невообразимо, и мы не можем ни понять его, ни оправдать пути его перед человеком.
Учитель. Тогда зачем тратить время на это? Кто поручил вам это делать?
Ваша всепроникающая верховная сила существует, но это есть как раз материя, жизнь которой есть движение, воля, и энергия нервов, электричество. Пуруш может мыслить только через Пракрити.
Вопрос 21. Так вы хотели сказать следующее: Так это или нет (что касается гипотезы Абсолютного за обусловленным) , это есть и должно всегда оставаться чистой гипотезой. Высшие разумы во вселенной ничего не знают о нем - насколько они могут исследовать, проявленная вселенная неограничена и беспредельна. Наша философия принимает только то, что известно - и познаваемо. Это, по общему признанию, непознаваемо даже для Планетных