данного. Если человек может остановить
хотя бы одну частицу или данное в хаосе частиц или данных,
то он начал контролировать этот хаос. В случае, когда на
коммутатор приходит масса вызовов одновременно, и каждый
вызов настоятельно требует внимания оператора, контроль на
коммутаторе утверждается, когда оператор останавливает всего
один запрос. Особого значения не имеет, какой запрос будет
остановлен. Обработка одного лишь вызова позволяет
обработать затем другой вызов и так далее, пока состояние на
коммутаторе не будет изменено от полного хаоса до
управляемого положения. Человек исытывает замешательство,
когда в ситуации нет ничего, что он мог бы остановить. Когда
он может остановить хотя бы одну вещь в ситуации, он затем
сможет остановить другие и, наконец, восстановит способность
изменять некоторые факторы в этой ситуации. От этого он
поднимается до способности изменять все в этой ситуации и,
наконец, до способности начать новую линию действия.
Оказывается, что контроль тесно связан с хаосом.
Работник, который легко впадает в замешательство - это
работник, который не может контролировать вещи.
Руководитель, который развивает лихорадочную деятельность в
чрезвычайных обстоятельствах, - это руководитель, который
даже в хорошие времени не ощущает никакую способность
действительно начинать, изменять и останавливать ситуации, в
которых он участвует как руководитель.
Лихорадочность, беспомощность, некомпетентность,
неэффективность и другие нежелательные факторы в работе -
все они происходят из неспособности начинать, изменять и
прекращать дела.
Допустим, у завода есть хороший руководитель. Он может
начинать, изменять и прекращать различные дела, в которых
участвует завод; может начинать, изменять и прекращать
работу оборудования на заводе; может начинать, изменять и
прекращать обработку сырья и получение готовых изделий на
заводе; может начинать, изменять и прекращать различные
ситуации, возникающие в отношениях между администрацией и
коллективом. Но предположим, что этому заводу не повезло, и
на нем работает только один человек, который может начинать,
изменять и прекращать все эти вещи. Так вот, если этот
руководитель не станет сам обрабатывать все поступающее
сырье, включать и выключать все оборудование, обрабатывать
каждый кусок материалов и отгружать готовые изделия, то он
не сможет управлять заводом. Точно так же руководитель
учреждения, который сам может начинать, изменять и
прекращать все работы, проходящие в этом учреждении, и
выполнять их, окажется не в силах управлять очень большим
учреждением, если только он один в учреждении может это все.
Таким образом, как бы хорош ни был руководитель на
заводе или в учреждении, его должны поддерживать
подчиненные, которые и сами не против того, чтобы он их
начинал, изменял и прекращал , и сами могут начинать,
изменять и прекращать дела или ситуации, связанные с
трудовым процессом, в своей непосредственной окружающей
среде на заводе.
Теперь, если на заводе или в учреждении есть хороший
руководитель и хорошие подчиненные (в определение хорошего
входит их способность начинать, изменять и прекращать), то
все же, если мы посмотрим вниз по штатному расписанию и
обнаружим, что отсутствуют работники, которые сами способны
начинать, изменять и прекращать дела, связанные с их
собственной работой, останется еще одна трудность. Получится
ситуация, в которой все, что действительно делается на
заводе, будут вынуждены делать руководитель и мастер . Чтобы
иметь по-настоящему хороший завод, нам придется иметь
руководителя, мастера и рабочих, причем все они должны уметь
начинать, изменять и прекращать вещи в соей собственной
среде, и которые все как один (включая руководителя) сами не
против того, чтобы их начинали, изменяли и прекращали при
выполнении их обязанностей, при условии применения
позитивных, понятных распоряжений.
Просмотрев еще раз сказанное выше, мы все меньше узнаем
картину, к которой привыкли на заводах и в учреждениях, где
персонал делится на руководство и рабочих . Стоит нам
увидеть на заводе работника, которому не нужно начинать,
изменять и останавливать себя самого или еще что-то, как
перед нами оказывается пример,