цикла общения тем или
иным образом, но в этом нет особой необходимости. Так мы
только слишком усложним рассмотрение, что не нужно для наших
целей.
Теперь мы подходим к проблеме, с которой сталкиваются
люди, которые хотят участвовать в процессе общения. Прежде
всего, первичная точка причины ( источник сообщения ) должен
хотеть, чтобы его сообщение было подтверждено. При этом
человек, принимающий сообщение, должен, по крайней мере,
уделить передаваемому сообщению хоть немного внимания.
Человек в первичной точке приема сообщения должен хотеть
выполнить подтверждение принимаемого сообщения, должен
хотеть принять его и должен хотеть перейти в состояние точки
передачи для отсылки сообщения или же ответить на него.
В свою очередь, человек в первичной точке передачи
сообщения ( в источнике ) должен хотеть стать точкой приема.
Так как мы в основном имеем дело с идеями а не с машинами,
то мы видим, что должно существовать некоторое состояние ума
как в точке источника, так и в точке приема, в результате
чего оба участника общения хотят по собственному желанию
быть Причиной и Эффектом, хотят высказывать подтверждения
сообщения, хотят, чтобы их сообщения подтверждались, хотят,
чтобы положение точки приема менялось на обратное, хотят
воспринимать расстояние между точками приема и передачи,
короче говоря, они хотят участвовать в процессе общения.
Если все эти условия выполняются для одного человека или для
группы, то в этом случае мы имеем дело с душевно здоровыми,
нормальными людьми.
Общаться или не общаться ?
Кто-нибудь может высказать соображение о том, что
решением проблемы общения может быть отказ от общения. Можно
сказать, что если бы мы не высказывались первыми, то и
хлопот бы у нас сейчас не было. Действительно, создается
впечатление о том, что уж если человек попал в большие
трудности из-за общения, то ему лучше общение прекратить. На
самом деле, не так. Если у вас возникли трудности из-за
общения, то нужно продолжать общение. Решением проблемы
является не уменьшение общения а его увеличение.
Если человек не может общаться, то он подобен мертвому.
Человек живет, пока он может общаться. Было проведено
бесчисленное количество испытаний и тестов, которые
убедительно показали, что единственным средством для
обеспечения выживания, является расширение сферы общения.
Эта способность к общению должна постоянно
совершенствоваться.
КУРС: КАК УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
Супервайзору
От: .................................. Дата............
Опишите, что вы делали и какие были получены результаты
при выполнении вами следующего практического задания.
Выйдите из аудитории курсов и поговорите с каким-нибудь
человеком в течение нескольких минут, наблюдая за различными
участками цикла общения при вашем разговоре.
Вырвите эту страницу и положите ее на стол супервайзора.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
ДВУХСТОРОННЕЕ ОБЩЕНИЕ
Двухстороннее общение
В последнем разделе мы подробно рассматривали цикл
общения. Теперь, давайте рассмотрим, двухсторонний цикл
общения и как это связано с улучшением отношений с другими
людьми.
Цикл общения и двухстороннее общение, на самом деле,
отличаются друг от друга. Если мы подробно рассмотрим
структуру процесса общения, то мы обнаружим, что цикл
общения в своей совокупности не является двухсторонним
общением.
Если вы посмотрите на схему А, приведенную ниже, то вы
увидите цикл общения.
На стр. 61 оригинала приводится схема с
надписями Джо слева и Билл - справа.
В данном случае Джо является источником сообщения. От
него исходит первичный импульс. Этот импульс адресован
Биллу. Мы видим, что Билл воспринимает этот импульс (
сообщение ) и затем Билл начинает ответ или делает
подтверждение сообщения, что обозначается на схеме
прибавлением штриха к имени Билла, причем это подтверждение
сообщения отсылается обратно к Джо, к имени которого в
данном случае также прибавляется штрих. Так, например, Джо
сказал: Как поживаешь? Билл воспринял сказанное и затем
Билл ( будучи вторичной Причиной )