Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

Основными категориями становятся пронзенность (любимое словечко

испанского мистика Иоанна Креста), осененность, парадоксальность!

В институциональных православно-католических терминах лжеучительство понимают

как ложное, искаженное преподнесение истины. В мистическом смысле — лжеучителем

становится тот, кто учит о Христе, не зная Христа.

“Сколько учителей веры, и среди них ни одного ученика!” — говорит Господь,

озирая христианский мир.

Бренный ум ученика — и божество Учителя... Непреодолимый парадокс!

Всегда-ученичество, хождение перед открытым небом — условие учительства, залог

того, что передастся свет и тайна откровения, неповрежденная человеческими,

похотными, страстными приражениями, предвзятыми стереотипами и нормами.

“Ученик не выше учителя” (Мф.10:24). Конечно же, не очевидность в устах

божественного Мастера, а абсолютный дзен. Спаситель исповедует Себя учеником

Отца — поскольку учитель живет в ученике.

Кто учит о Христе, рискует стать учителем Христа, тогда как место его среди

учеников Христа.

Есть два типа учителей: фарисейские (“мы — Моисеевы ученики” (Ин.9:28), школьная

схоластика) и мистические (учителя святости). Став мистическим учителем, ученик

остается учеником. Тех же, кто действие Святого Духа-Учителя заменяет привычными

схемами, Господь называет лжеучителями: лжеучительство мнимо знающих, блестяще

образованных, дипломированных священников-раввинов, уполномоченно кричавших у

Голгофы: “Сойди с Креста, если Ты Бог!..”

Как боятся и хотят стать Его учениками фарисеи! (“Или вы тоже хотите стать Его

учениками?” (Ин.9:27) — бросает им прозревший слепорожденный в ответ на

восстание против Спасителя) Сколько и сегодня степенных, “правильных”,

закрывающих небо лжеучителей — и как мало истинных учеников небесного Учителя:

осененных свыше!

Необходимы новые мистические школы, смело отступающие от того, что работало в

прошлом. О Брачной Вечере и атмофере вышней любви (христианство III тысячелетия)

ничего нельзя сказать умом, но — приобщиться сердечным вострепетанием, путем

догадки, озарения, прозрения, предузнавания, сличения... Таково богомыслие в

отличие от богословия: воспринимать Христа, каков Он есть — живым, слыша Его

голос и представляя Лик.

...Вначале вспышка, а затем несение света и огня в духовном сердце; бытие тайны

и ее запечатление, сложение во внутреннем ковчеге, проявление и торжество.

За, казалось бы, очевидным стихом евангелиста Иоанна о любви друг к другу

(1Ин.3:18, — что может быть более заезженным сегодня, чем тема любви?)

скрывается озаренный христианский дзен, сверхсознательная вспышка. Должно

вчитаться, вчувствоваться в стих. Любовь, к которой призывает апостол, не есть

человеческое, но Его любовь, должная действовать в нас! И за семью пыльными

слоями реставрационного, воспоминательного богословия вступает в действие

святоотеческое богомыслие — как осенение, иллюминативный взрыв, озарение Святого

Духа, как луч света, ударивший в сверхсознание!

Кто в силах описать, измерить, воспринять Его любовь? Став учеником любви и

света, остаешься им навеки, хотя б и был окружен сонмом озаренных последователей

и толкователей.

Каждый стих необходимо поместить в богомысленную плоскость светоносной скинии,

увидеть его неизъяснимую, парадоксальную двойственность и усвоить ее вне

аналитической мертвечины, вне разложения на умные составляющие.

Дорогой Господь был великий и непревзойденный Мастер дзена. Его поведение

абсолютно неизъяснимо. У распутной самарянки, пришедшей к древнему колодцу,

просит Он воды (Ин.4:1-42) и тут же учит об источнике воды живой, которой Он

обладает. Заповеди дает абсолютно дзеновские: нищета духа, печаление, слезы о

грехах, иметь око проводником света — светильничим (Мф.6:22). Даже Его крестная

кончина — подвенечный, Брачный, наисовершенный дзен.

Пресвятая Дева — Мастерица дзена. На руках Ее оказывается как бы упавший с неба

и сошедший в Ее лоно Богомладенец — и уже в первые часы по Рождестве Она готова

преподнести Его на руки первым посетителям: пастухам и волхвам, вверяет Его на

руки старца Симеона Богоприимца в храме. Дзеновский язык!

Богословие исторически исчерпало себя. И “РРР” (русский религиозный ренесанс)

может быть рассмотрен как попытка внести элементы иллюминативного озаренческого

дзена в понимание Христовых тайн. Бердяев с презрением относился к школьному

богословию.

Каждый евангельский эпизод — абсолютный дзен. Гефсиманское борение. Зачем

Господу было просить учеников