участвовать в молитве? Неизъяснимо! Доктрина
кеносиса (Его умаление ради возрастания учеников) лишь отчасти может покрыть
дзеновский смысл Его поступков, слов. Успение Пречистой — ученики, по воздуху
слетевшиеся на одр Матери-Наставницы...
Богословие стремится рационально преодолеть парадоксы. Дзен-христианство,
напротив, — возвести их в правило, поставить ученика перед лицом последнего
выбора, перед необходимостью содействия Духа Святого в поиске личного пути.
Готовые рецепты святости (пост, молитва, бдение, исповедь, евхаристия,
послушание), как из рога изобилия сыплющиеся в школьных житиях, служат лишь
соблазном... Дзен — ставит перед лицом последней свободы, приобщая к мистическим
высотам и расширяя ограниченный ум до небывалых масштабов и являет откровение
тайны не в ущерб ее небесной полноте.
Дзеновские тропы Промыслителя
Еврейский народ избран потому, должно быть, что хуже его нет. И Франциск
отвечает брату на вопрос: “Почему дары и откровения тебе, а не другому?” —
“Потому, брат, что Бог не нашел большего грешника”.
Господь святых священников называет змеями, грешников — святыми; им — друг. В
Царство призывает безграмотных младенцев — священников изгоняет из храма вон.
Непререкаемый дзен Промыслителя.
Чистый дзен евангелиста Матфея. Господь, избирая учеников, обещает им, что будут
Его именем наступать на змей и василисков, изгонять бесов и чудотворить. И здесь
же, о последователях Своих: “Кто именем Моим пророчествовал, изгонял бесов и
творил чудеса, скажи им: Я не знаю вас, беззаконники” (см. Мф.7:22,23). Прямые
последователи именуются первыми нарушителями закона, поскольку есть закон — и
нет его, понимай, как хочешь... И чтобы экзорцизм при его экзотичности и
чудотворности не стал правилом и (как ни странно) не закрыл небо.
Проповеди Крестителя — абсолютный дзен. “Покайтесь” не перед лицом греха (как у
фарисеев), — перед лицом любви и приблизившегося Царствия (Мф.3:2)!
Высота Евхаристии — вершина осенения, дзен-парадокс: уверовать в пресуществление
вина в Его Кровь, и хлеба — в Плоть и принять божество Христа в человеческое
естество причастника.
Абсолютный дзен — богословие Креста. Грех искуплен и смерть побеждена. Тогда
почему остаются скорби, грех и смерть?.. Смерть — как врата любви, скорбь — как
стон невесты, болезнь — не к позору, а к славе Божией!
Семнадцатилетние легкомысленные куртизанки призываются Им к 50-летнему
пустынному затвору Марии Египетской. А правильные священники (“старшие сыновья”
из притчи о блудном сыне, Лк.15:11-32) медленно гниют в монастырях, даже не
приблизившись к познанию Его.
Стопроцентно дзеновский ответ Господа о ненужности поста, запрещение подолгу
молиться (Мф.6). Разрушается стереотип солидной длительной молитвы. Высокочтимые
фарисейские штампы (жертвуют на храм, не расстаются с четками, предрекают
судьбы) для Него беззаконие, если лишены любви!
Абсолютно дзеновский император Николай: препоручить Россию Божией Матери и
отречься от престола, когда на твоей стороне народ и армия, а против выступает
кучка европейских колдунов!
Евангелие полно неизъяснимых и неизреченных тайн! И Пресвятая Дева просит
внимательно вчитываться и вживаться в повествование о Христе.
Дзен — открытые врата любви, которые немногие находят, не говоря о том, чтобы
ими войти (Мф.7:14)...
06.07.97
Патриарх дзен-буддизма с иконкой Державной в сердце
Есть тайна любви... И блажен ее познавший. Любви никогда не надо бояться. Кто
полон любви — заведомый генералиcсимус. Хотя б и пустит вражья сила стрелу в
сердце, рана тотчас зарубцуется. У Господа много обителей, и говорит Он на
разных языках. И кто безумно любит Его Сына, тот очами Сына видит и овец других
дворов: буддистов, магометан, атеистов, иудеев... где бы, кем бы ни были, что бы
ни проповедовали. Писание учит: в человеке запечатлен образ Божий независимо от
внешней его выраженности, национальных, религиозно-этнических и прочих черт.
Образ вышнего света сияет в сердце, и когда в ком проявится — открыто лишь
запечатлевшему Себя в неотраженном свете.
И как легко сотрудничество, когда выпевается из сердца слово мир! Его произносят
ангелы мира, летя на своих воздушных колесницах, неся радость тысячам сирот.
Ничто иное не приветствуется так, как мир, сегодня, отныне и вовеки. И напротив,
злоба улетучивается; посрамляется, погубляется, изводится с лица земли — ярость,
осуждение, ксенофобия, братоубийство, неспособность слышать, смиряться,
снисходить...