истинная жизнь
есть озарение любви, и осознание того, что прежде спал — не перешел еще в
любовь!.. И понимание Креста, как несение любви. Что может быть прекраснее
Евангелия? Ничего!
Я решил быть чуть меньше логичным, чуть меньше требовательным, чуть меньше
деспотичным, для этого — чуть больше сумасшедшим... Педагогического таланта у
меня нет. Стоит передо мной брат, 20 раз нарушивший послушание. Ну что с него
взять? Ну, юродивый, ну блаженный... Христос так говорит с ним. Это я перед
Господом такой!.. Надо усвоить абсолютно непостижимый дзеновский язык: и идиота
простить, и колдуна объять любовью. К каждому ближнему относиться как к
юродивому, спящему на горе яичных скорлуп.
Человек — заповеданная тайна. Он имеет право хотя бы на то, чтобы на него
смотреть как на калика перехожего, даже если он штатный профессор богословия или
монах с 50-летним стажем. Надо смотреть как на должное на любое проявление
идиотизма, беспардонщины, безобразия, непослушания. Смиряться, терпеть и
смеяться над всем этим. Стать юродивым. Тогда мир сохраняется. Садятся ближние
на голову — благодари. Обижаются — проси прощения. Божия Матерь говорит, что
ближних надо видеть, как светлых ангелов...
Что я могу предъявить брату, который не может послушание нести? А может завтра
он отдаст жизнь за меня? А может он предназначен к тому, чтобы умереть с четками
в руках?.. Богу одному известно и понятно. Священник — самое неподвижное, самое
закоснелое существо. Дубовый шкаф, в котором сидит молитвенное привидение и
целый день дудит Господу молитву, перебирая четки.
К человеку обязательно нужно относиться с какой-то юродивинкой, с какой-то
непостижиминкой, лаской неземной. Что и позволяет видеть его постоянно очами
Божией Матери. Представьте деловую беседу. Ее ритм тотчас вовлекает вас в
человеческое. А Господь послушает и скажет: “Отойди от меня, сатана! Ибо
говоришь человеческое, а не Божие”. Чтобы постоянно находиться в диалоге о
Божием, необходимо каждым словом опровергать самого себя — то, что ожидают от
тебя услышать.
Сколькие, например, запрещают себя любить. Но нужно эти сети рассечь и возлюбить
того, кто запрещает. Сколькие запрещают себя прощать — простите их. И не
прощайте тех, кто требует прощения... Расторгайте любые сети!
Отцы были абсолютно непредсказуемы! Одному уделит трое суток, на руках носит и
целует раночки. Другого отец и не подпустит, скажет: “Иди своей дорогой”.
Почему? Богу одному известно. Почему преп. Серафим 1000 дней простоял на камне?
Серафим знает.
Ну что я о нем знаю?.. Можешь 17 лет знать человека и — ничего не знать... Но
знаю, что Господь живет в нем и что-то хочет мне сказать, и он любит меня, а я
люблю его. Кто он? Откуда он пришел? Куда идет? Что хочет сказать? Каков его
мир? А можно ли мне вникать в его мир, если этот мир запретный, мир внутренний,
мир колдовской?.. И вникать нельзя, запрещено, и не вникать нельзя, ничего не
поймешь... Надо принять как есть — и нельзя принять как есть. Ничего нельзя
понять! Но в том-то и суть — с этого начинается христианство! А прочее, так себе
— ничто.
Во мне вихри проносятся, свистопляски демонские, суховеи пустынные... И только
тогда замолкают, когда я цепляюсь за Его любовь и знаю, что Он в пустыне ждет
меня!.. Как того, исцеленного, которого фарисеи выгнали пинками с лютой злобой.
А Господь его встретил с такой нежной любовью... Фарисеи меня дважды выкинули
вон из храма. А Господь сторожит и встречает!.. Я Ему: “Господи, меня и Папа не
принял, и Алексей Ридегер вышвырнул вон!..” А Он с такой нежной любовью смотрит
на меня: “Ну теперь ты понял, что Я тебя люблю? И ты увидел Меня! Понял, что
тебе не нужен никто, кроме Меня?.. Я пожелал, чтобы ты претерпел от старейшин,
книжников и первосвященников. И был убит, и на третий день воскрес...”
Ошеломляющее сегодняшнее Евангелие! И “начал открывать ученикам Своим...”
(Мф.16:21), что Он должен подняться в Иерусалим и пострадать от священников,
книжников и богословов, и быть убитым, и воскреснуть на третий день... И Петр
кричит Ему: “Нет, этого не может быть! Абсолютно невозможно!” Встреча со Христом
— какое безумие, если ключарь номер один и призванный глава церкви, которому
дана власть вершить судьбы, прекословит Ему! “Отойди от Меня, сатана!”
Он говорит тому, в котором видел Свое наследие и которому поручил церковь! Кому
Он говорит? Или это Петр, сидящий внутри Него Самого? Или Петр внутри меня?..
Как же так вышло, что церковь отказалась