что в конечном счете решает, что определяет
исход сражения и содержит в себе искорку Тебя, залог Твоей победы и присутствия.
Я благодарил Тебя за собранность, за ясность и за логику. Ко мне притекали — и я
знал. Как врач, я легкою рукою дарил рецепты направо и налево: от сифилиса и
туберкулеза, от СПИДа и прострации, от онанизма и от помыслов... А теперь из
собранного я превратился в растерянного. Больных прибавилось — рецептурных
бланков ни одного. Стило не пишет, рука отнялась, а между тем спрашивают: “Как
спастись? Как исцелиться? Как идти? Каков Бог? Нарисуйте мне Его. Помогите
обрести Его. Дайте зрение увидеть Его”...
Развожу руками — ничего не знаю. Но когда ничего не могу — сердце может то, чего
не могу я, и говорит помимо меня. И уходят окормленные. А тогда ожесточенно
бросали рецепты в урну вместе с завернутыми в них готовыми микстурами типа
“чтение псалтири”, “омовение на святых источниках”, “вечное поминовение в
Почаевской Лавре за сто кровных твоих рэ.” и т.п. Как оказалось — есть медицина
без рецептов, и как есть лечение без лекарств, так есть и наставничество без
готовых путей.
На какой глубине способны общаться люди... Отними у меня последнее, Господи,
лишь бы сохранилась в сердце трисиянная во все миры жемчужина. Пусть придут и
прикоснуться к ней. Пусть воспримут от нее. А что я разведу беспомощно руками и
скажу: “Простите, ничего не знаю”, — ничего не значит... Им открыто. Люди знают
лучше.
Божественная царская растерянность... Я читал ее на лицах православных святых
одновременно со страхом и умиленными слезами... — растерянность невесты в
ожидании небесного Возлюбленного; растерянность причастника, всегда готового и
неготового принять Христа в Святых Дарах. Эту растерянность, которая выше
собранности, что в свою очередь — сумма борьбы с прострацией, расслабленностью и
растерянностью низшего порядка.
Но готовься к одному: Бог есть свет, дающийся как ослепительная вспышка и ключей
к Нему нет. Кто-то пойдет рядом, для кого-то вспыхнет, а для тебя мотор
заглохнет и машина забуксует. Кто-то увидит, а ты будешь стоять рядом и слышать
о Боге с его слов, как сейчас на местах откровения. Пятидесятилетний Ренато
Барон в коричневом шерстяном свитере и синих джинсах перед Madonnа Del’Amore —
внутренним слухом слышит. В полуметре от уст — тайванский “Сони” со вставленным
микрофоном: записать последнее послание. Но видит и слышит только он. Ему одному
озарение. Остальные внемлют и приобщаются.
Но внезапно в степном поле загораются ночные огоньки. То тут, то там... И
растерянность сменяется уверенностью, какой прежде не было: уверенностью
первопроходца — против той, мнимой, уверенности идущего проторенными бездарными
путями, созидающего на чужом основании.
Легко им, дуракам, в вере. Кризисов не переживают, заведомо знают, принимают на
веру. Дадут по башке — так и нужно, не дадут — еще лучше. Не дадут есть —
хорошо, дадут — спасибо Богу. Думать начал — еретик. Бог умных не любит. Бог
дураков греет. Бог послушных рабов привечает. А если по морде схлопотал — так
чтобы не лупили по мордасам в вечности. А если огрели горячей кочергой по
позвоночнику — чтобы бесы не припечатали к адской сковороде... И хотя в воздухе
висит и подвешен на волоске, а легко ему, и спит на воздушном матрасе, и во сне
перелистывает псалтирь. А если забудет перелистать — ветер перевернет
страницу... И глаз устало водит по церковно славянской тайнописи. Помогает ли
кириллица? Бог весть — легче б стало в сердце.
Но эта старая вера по готовым рецептам с обращенностью в прошлое, с лазанием на
карачках по заросшим могильным холмам... Как она чужда Давшему заповедь: “Слушай
голос Мой, Божий народ, и поступай, как Я тебе скажу! Сегодня так, а завтра
эдак. Сегодня вправо, а завтра налево!” Одному пророку дал заповедь (Моисею) не
есть мяса кроликов и сов, а другому (ап.Петру) открывается в ковчеге,
низведенном с неба, и говорит: “Ешь мясо совы”. Пойди сличай с правилами — не
сработает совесть буквоеда, профессиональная смекалка нотариуса, стыд
архивариуса. Ожог в сердце от мысли, что истлеет старая бумага, как будто мысль
куда-то может пропасть, как будто кровавые слезы не служат залогом бессмертия,
как будто есть что-то помимо жизни в любви...
Один дзеновский брат придумал гениальный ход: от гнетущей расслабленности сесть
голым задом в снег. Прекрасно! Но этот прекрасный рецепт для него одного.
Врете все! Симеон Верхотурский да Гавриил Оптинский святыми стали