не благодаря,
а ВОПРЕКИ монашеской лжебратии. И хотя били их и лупили, приговаривали и казнили
— святыми стали. Подражать им абсолютно невозможно. Если старца Гавриила
Зырянова, схиархимандрита Седмиезерной пустыни, оптинская лжебратия едва ли не
живым в котле варила и трижды к смерти приговорила — что говорить о современном
монастыре, где большей частью укрываются “голубые”, жертвы мафии,
проворовавшиеся комерсанты да оголтелые коммунисты...
Автор его жития — “дядя Коля”, епископ Варнава (Беляев)1, пишущий схимонашек,
“бесноватенький” — по приговору красной патриархии (и тем самым спасшийся от
фарисейского ГУЛАГа): знаток шести языков и блистательный преподаватель
синодальной семинарии. Укрылся от красных, и где-то на сырой пригородной террасе
пишет трактат об истинном пути святости или живописует автопортрет: не в рясе
института Сергия Страгородского, а в рыбачьей тужурке с растерянным под
совковскими грубыми очками взглядом, плывущий в лодке. Это его путь. Царство ему
небесное!
Ах, сколько у тебя, святый отче, воспитанников! Прост и непрост путь: рясофор,
клобук, да четки в руки, да плач в сердце... Ах, как неодносложно! А если
Господь отнимет и то, и другое, и третье, как у “дяди Коли”, что в одежде
богемского писателя (какого-нибудь Леонида Андреева), сидит на пригородной даче
и, глядя вдаль, строчит тебе трактат о православной святости V века до Рождества
Христова — бывший иеромонах Варнава (Беляев), бывший выпускник Московской
Духовной Академии...
Если и стал святым старчик Гавриил Зырянов, то не потому, что в скорби читал
семнадцатую кафизму из псалтири, а в наваждении — канон Богородице (и усиленно
советует их в своих рецептах начинающим святым), — выбор Божий пал, посох
ангельский коснулся. Есть Бог! — и однажды коснется каждого.
Надо терпеть, идти и ждать. И при том по-детски верить окружающим порой больше,
чем священникам и не терять надежды. Дьявол, когда ум помрачает, отнимает мысль,
что Отец небесный (первая Ипостась Троицы, в которую мы, христиане, верим) был
Творцом всего рода адамова, в том числе, и моей ничтожнейшей и маленькой души. И
Сыну препоручил попечение о душах, чтоб не погубил ни одну, но привел их ко
спасению. А если так — то не оставит, хотя б и в канализационном рве и волчьей
яме, и под забором брошенного всеми. Хотя б и попустил брань непосильную и
дьявольские наваждения — язык Его любви и очищение во спасение.
“Возлюбленный, прими меня, каков я есть на одре немощи, связанного по рукам и
ногам, переломанного, свернутого, окрыленного, летающего и трепещущего. Прими
меня в Свои объятия Отчие и запечатли знаком Своего присутствия, любви и
попечения в скорбях”. Больше ничего не нужно.
Пошли путем юродства. И клобук, и ряса, и псалтирь — хорошо... Да смирительная
рубаха лучше, и в каземате блаженнее, чем в монастыре! И красная пуля — если
поведет в Царствие, сладка, как прощальный поцелуй Господа в уста.
Примечание:
1) Еп.Варнава (Беляев) “Тернистым путем к небу” (жизнеописание старца Гавриила
Седмиезерной пустыни).
23.07.97
Стон любви, или абсолютная дзеновская высота истинного христианства
“Кто отлучит нас от любви Божией?” (Рим.8:28).
На стол к невесте упала свыше любовная записка на непонятном языке: Скорбь,
теснота, гонения, голод, нагота, опасность, меч... “Любящим все содействует ко
благу...” (см.Рим.8:35,28). Чистый дзен!
Не опошляйте христианство! Истина — абсолютный парадокс, трение двух рутинных
начал, одно о другое. Жених — Христос, а невеста — узница во плоти. Как им
сочетаться? Пресвятая Дева великая Мастерица дзена и апостол Павел — мастер.
Язык Павла превосходит и платоновские тайны (видение Бога, как анамнесис), и
архитипическую память Карла Юнга (воспоминание мировой истории), и
косно-типическую память — школьного учителя закона Божия. Интеллектуальная ладья
апостола блестяще минует рифы школьного богословия. От его печатей сияет свет.
Дзеновские категории неопределимые, несводимые...
Жених пред-узнал тебя (Рим.8:29), узнал среди тысяч кандидатов в невесты.
Почему? Бог весть. Святость — парадокс, непредсказуемость и предузнанность от
века. Оставьте тысячи поклонов за ночь и рутинные пути, чтобы не опошлять
величия подвига в пустыне! Жених сличил и различил в мутных рассветах
бессознательного души. Что различил и узнал Он в тебе, немощная дева? —
Способность к любви, готовность нести крест. Жених облек тебя в стон томления и
повел путем дзеновского парадокса на высоты горнего