ме-ровингского рода вот
Вениамина , ведь документы Общины ссылались на слишком далекое и слишком
темное время, чтобы они служили в этом смысле формальным доказательством.
Тем не менее, эта гипотеза не имела ничего нового или оригинального. Не
существовала ли она уже в очень многословной форме в творчестве Марселя Пруста
и в более
192
недавнем творчестве писателя Жана д'0рмессона, где прослеживалась мысль о том,
что некоторые знатные французские семьи имеют еврейское происхождение?
Вспомним и позицию Роже Пейрефитта, который в 1965 г. вызвал скандал среди
своих современников и заставил много говорить о себе, ибо он поддерживал ту же
теорию, но не только по отношению к большей части европейской аристократии, но и
применительно ко всем французам вообще.
Несомненно, что гипотеза эта ненадежная, но правдоподобная, как правдоподобна и
миграция, приписываемая племени Вениамина в документах Общины*. Они взяли
в руки оружие, чтобы защищать верных Велиалу, этому подобию богини-матери,
которой часто придавали вид теленка или быка, которую они почитали, и, быть
может, культ золотого тельца, упоминаемый в Исходе, и одна из самых знаменитых
картин Пуссена отражает смутное воспоминание о специфическом ритуале,
присущем только сынам Вениамина.
Продолжая сражаться с одиннадцатью другими коленами Израиля, сыны Вениамина
выбрали путь изгнания на запад и к финикийскому берегу, где у моряков были
большие и прочные корабли. Почитавшие тот же культ богини-матери, •Царицы
Небес , называемой в их стране Астартой, эти последние не могли отказать в
помощи беглецам.
Вот так колено Вениаминово покинуло Палестину и убежало в Грецию, и можно
было надеяться отыскать его следы где-нибудь еще. Они действительно имеются в
греческой мифологии, если верить легенде о сыне короля Белоса, Данае,
привезшему в Элладу пятьдесят своих дочерей, которые ввели в Аркадии культ
богини-матери. Как считает Роберт Грейвс, миф о Данае описывает прибытие на
Пелопонес племени из Палестины*3, и историк ведет к тому, что король Белое был
на самом деле Ваалом, или Белом, или, может быть, Велиалом из Ветхого Завета-
интересное уточнение, ибо известно, что один из кланов племени Вениамина звался
кланом Белы.
Так культ богини-матери распространился по всей Аркадии, а затем и по всей
Греции, чтобы позже слиться с культом Деметры, потом-Дианы и Артемиды. Под
именем Ар-дуины Артемида становится богиней Арденн, а ведь именно из Арденн
франки-си камбры войдут в Галлию. Тотемом Артемиды был медведь - Каллисто,
мать Аркаса - медвежонка, покровителя Аркадии; и Каллисто, перенесенная на
небеса Артемидой, стала созвездием Большой Медведицы. Именно поэтому слово
Урсус*, часто применяемое к Меровингам, не может считаться простым
совпадением.
Заметим также, что и в другом месте греческой мифологии имеются намеки на
изгнание евреев из Палестины в Аркадию. В античной древности, например, этот
район на-
7-14 193
ходится под надзором всемогущего государства Спарты, которая попросту
аннексировала большую часть местной культуры, и легендарного аркадийца Лицеоса
можно отождествить с Ликургом, систематизатором спартанских законов. Достигнув
зрелого возраста, спартанцы, как позже и Меровинги, придавали своим длинным
волосам магическое значение, указывающее не только на физическую силу, но и
принимающее значение священного символа.4 Наконец, две книги Мак-кавея
устанавливают прямую связь между евреями и спартанцами. Сначала во второй
главе говорится о евреях, отправившихся в Лакедемонию в надежде найти там
убежище, учитывая то, что у них с местным населением общее происхождение5 ,
затем в предыдущей главе говорится: Из рассказа о спартанцах и евреях стало ясно,
что они братья и происходят из рода Авраамова6 .
Таким образом, хоть и не имеется действительно бесспорных доказательств,
возможность еврейской миграции в Аркадию ни в коем случае не может быть
совершенно исключена. Тем более, что есть и другой аргумент в ее пользу:
семитское влияние на франкскую культуру, что не нужно доказывать, так как этим
уже широко занимается археология.
Семитские и финикийские торговые пути пересекали юг Франции, от Бордо до
Марселя и Нарбонна, и поднимались вверх по Роне. Начиная с VII в. до н. э. вдоль
французского Средиземноморья имелись финикийские торговые конторы, а в Тулузе
и Каркассоне при раскопках обнаружились многочисленные предметы,
доказывающие семитское влияние. Не стоит сверх меры удивляться