Его называют lapis exillis . Это
благодаря камню Феникс сжигает себя и становится пеплом; это благодаря камню
Феникс линяет, чтобы затем вновь появиться во всем своем блеске, прекрасным,
как никогда. Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы
гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его
увидел. Кто видит его, тот перестает стареть. Начиная с дня, когда камень появился
перед ними, все мужчины и женщины принимают тот вид, какой они имели в
расцвете своих сил... Этот камень дает человеку такую мощь, что
207
его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость Он тоже называется
Граалем19 . Итак Грааль стал камнем, и его интерпретации имели очень много
более или менее достоверных толкований слов lapsit exillis . Действительно, в нем
можно увидеть laipis ex caelis ( камень, пришедший с небес ), lapsit ex caelis
( упавший с небес ), lapis lapis ex caelus ( камень, упавший с небес ), и, наконец,
lapis elixir , знаменитый и сказочный философский камень алхимиков20. В самом
деле, весь этот отрывок, как и весь роман Эшенбаха в целом, кишит алхимическими
символами, например, Феникс, хорошо известный как знак возрождения, и в
средневековой иконографии - эмблема умершего и воскресшего Иисуса.
Камень... Иисус... Не в первый раз мы встречаем эту двойную аллегорию. Петр -
ученик, Петр - скала, на которой Иисус воздвиг свою Церковь. Наконец, камень -
это сам Иисус, камень, коим пренебрегли строители , отброшенный камень, основа
Храма, скала Сион... И так как она была основана на скале , королевская традиция,
равная царствующим династиям Европы, появилась на свет с Годфруа Бульонским.
Однако, в дальнейшем камень заменяется распятием, затем появляется Магдалина
за символом голубки:
Сегодня страстная пятница; это день, когда можно увидеть голубку, плавно
спускающуюся с неба; она несет маленькую белую просфору и кладет ее на камень..
Каждую страстную пятницу приносит она священный предмет, который дает камню
силу доставлять самые лучшие напитки и яства, аромат которых когда-либо
распространялся в этом мире... Кроме того, камень достает для его хранителей
различную дичь... это доход, который, благодаря своим тайным силам, Грааль
доставляет рыцарственному братству21 .
Наконец, за этой таинственной и необыкновенной когортой следуют те, кого Грааль
призывает к себе на службу:
Что касается тех, кто призван предстать перед Граалем, я хочу сказать вам, как их
узнать. На краю камня появляется таинственная надпись, которая называет имя и
род тех, кто, будь то юноша или девушка, предназначены свершить это блаженное
путешествие... Счастлива та мать, которая произвела на свет ребенка, коему судьбой
назначено однажды послужить Граалю' Бедные и богатые радуются одинаково,
когда им сообщают, что им над-
208
лежит послать детей своих в ряды святого воинст-
ва, с тех пор и навсегда они защищены от гре-
ховных мыслей, которые рождают стыд, и они по-
лучают на небесах чудесное вознаграждение 22 Так как хранителями Грааля
являются тамплиеры, соответственно, его владельцы являются членами особенного
семейства с многочисленными ветвями, рассеянными по всему миру, некоторые из
них даже не знают, кто они такие на самом деле Одна из этих ветвей живет в замке
Грааля, Мунсальвеше, в будущем-легендарной крепости катаров Монсальва, у
которой была та же роковая судьба, что и у замка Мопсегюр23. Этот замок был
населен загадочными личностями хранительница и носительница Грааля Репанс де
Шой и Анфортас, король-рыбак, как и у Кретьена де Труа- дядя Парцифаля,
владетель этих мест, имеющий такую рану, что не может ни родить, ни умереть И
когда в конце поэмы проклятие будет снято, наследником замка Грааля станет
Парцифаль
Служители Грааля также должны быть посвящены в некую тайну, иногда их
посылают в мир, чтобы действовать во имя его, а в будущем занять трон, ибо Грааль
обладает властью создавать королей'
Счастливую долю часто дарует рыцарям Грааль они помогают другим, и им самим
помогает судьба Они принимают в свой замок молодых людей, красивых лицом и
происходящих из знатного рода. Иногда какое-нибудь королевство оказывается без
хозяина, если народ этого королевства подчиняется Богу и если он желает иметь
короля, выбранного из войска Грааля, его желание выполняется Нужно, чтобы
народ почитал таким образом выбранного короля, ибо его защищает благословение
Божье.. 24 В другом месте, мы, кажется, понимаем,