М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

Его называют lapis exillis . Это

благодаря камню Феникс сжигает себя и становится пеплом; это благодаря камню

Феникс линяет, чтобы затем вновь появиться во всем своем блеске, прекрасным,

как никогда. Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы

гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его

увидел. Кто видит его, тот перестает стареть. Начиная с дня, когда камень появился

перед ними, все мужчины и женщины принимают тот вид, какой они имели в

расцвете своих сил... Этот камень дает человеку такую мощь, что

207

его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость Он тоже называется

Граалем19 . Итак Грааль стал камнем, и его интерпретации имели очень много

более или менее достоверных толкований слов lapsit exillis . Действительно, в нем

можно увидеть laipis ex caelis ( камень, пришедший с небес ), lapsit ex caelis

( упавший с небес ), lapis lapis ex caelus ( камень, упавший с небес ), и, наконец,

lapis elixir , знаменитый и сказочный философский камень алхимиков20. В самом

деле, весь этот отрывок, как и весь роман Эшенбаха в целом, кишит алхимическими

символами, например, Феникс, хорошо известный как знак возрождения, и в

средневековой иконографии - эмблема умершего и воскресшего Иисуса.

Камень... Иисус... Не в первый раз мы встречаем эту двойную аллегорию. Петр -

ученик, Петр - скала, на которой Иисус воздвиг свою Церковь. Наконец, камень -

это сам Иисус, камень, коим пренебрегли строители , отброшенный камень, основа

Храма, скала Сион... И так как она была основана на скале , королевская традиция,

равная царствующим династиям Европы, появилась на свет с Годфруа Бульонским.

Однако, в дальнейшем камень заменяется распятием, затем появляется Магдалина

за символом голубки:

Сегодня страстная пятница; это день, когда можно увидеть голубку, плавно

спускающуюся с неба; она несет маленькую белую просфору и кладет ее на камень..

Каждую страстную пятницу приносит она священный предмет, который дает камню

силу доставлять самые лучшие напитки и яства, аромат которых когда-либо

распространялся в этом мире... Кроме того, камень достает для его хранителей

различную дичь... это доход, который, благодаря своим тайным силам, Грааль

доставляет рыцарственному братству21 .

Наконец, за этой таинственной и необыкновенной когортой следуют те, кого Грааль

призывает к себе на службу:

Что касается тех, кто призван предстать перед Граалем, я хочу сказать вам, как их

узнать. На краю камня появляется таинственная надпись, которая называет имя и

род тех, кто, будь то юноша или девушка, предназначены свершить это блаженное

путешествие... Счастлива та мать, которая произвела на свет ребенка, коему судьбой

назначено однажды послужить Граалю' Бедные и богатые радуются одинаково,

когда им сообщают, что им над-

208

лежит послать детей своих в ряды святого воинст-

ва, с тех пор и навсегда они защищены от гре-

ховных мыслей, которые рождают стыд, и они по-

лучают на небесах чудесное вознаграждение 22 Так как хранителями Грааля

являются тамплиеры, соответственно, его владельцы являются членами особенного

семейства с многочисленными ветвями, рассеянными по всему миру, некоторые из

них даже не знают, кто они такие на самом деле Одна из этих ветвей живет в замке

Грааля, Мунсальвеше, в будущем-легендарной крепости катаров Монсальва, у

которой была та же роковая судьба, что и у замка Мопсегюр23. Этот замок был

населен загадочными личностями хранительница и носительница Грааля Репанс де

Шой и Анфортас, король-рыбак, как и у Кретьена де Труа- дядя Парцифаля,

владетель этих мест, имеющий такую рану, что не может ни родить, ни умереть И

когда в конце поэмы проклятие будет снято, наследником замка Грааля станет

Парцифаль

Служители Грааля также должны быть посвящены в некую тайну, иногда их

посылают в мир, чтобы действовать во имя его, а в будущем занять трон, ибо Грааль

обладает властью создавать королей'

Счастливую долю часто дарует рыцарям Грааль они помогают другим, и им самим

помогает судьба Они принимают в свой замок молодых людей, красивых лицом и

происходящих из знатного рода. Иногда какое-нибудь королевство оказывается без

хозяина, если народ этого королевства подчиняется Богу и если он желает иметь

короля, выбранного из войска Грааля, его желание выполняется Нужно, чтобы

народ почитал таким образом выбранного короля, ибо его защищает благословение

Божье.. 24 В другом месте, мы, кажется, понимаем,