М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

Иисусу было

результатом неполного анализа фактов, как на историческом, так и на

семантическом уровнях.

8'

227

Впрочем, в то время с мессией не связывали никакого понятия о божественности, и

современники Иисуса не преминули бы удивиться такой ассоциации мыслей.

Мессия по-гречески будет Христос ; как и в древнееврейском языке, это слово

означает всего-навсего помазанник Божий , и применялось оно чаще всего к

монархам. Так, Давид, будучи священным царем, стал мессией или христосом ,

как и все остальные еврейские ветхозаветные цари. Еще во времена римского

владычества в Иудее верховный священник, назначаемый администрацией, также

носил титул Священника-Мессии или Священника-Христоса .6

Для зелотов и для всей оппозиции Риму этот священник, по-видимому, был

лжемессией . Настоящий, ожидаемый Мессия был совсем другим; это был

законный потерянный царь , еще неизвестный потомок Давида, назначенный

судьбой спасти свой народ от тирании Рима. Это ожидание достигнет размеров

настоящего коллективного бреда при жизни Иисуса и не исчезнет с его смертью, и

бунт 66-70 гг., конечно, был облегчен пропагандой и возбуждением, умышленно

поддерживаемыми зелотами во имя будущего пришествия Мессии.

Причем, как мы видим, ждали именно Мессию-человека, являющегося царем и

помазанником, а также, по мнению народа, политическим освободителем. Это тоже

персонаж, в основном, чуждый будущей христианской идее сына Божьего . Короче

говоря, по своему происхождению Иисус звался Иисусом-Мессией , то есть по-

гречески Иисусом-Христом , и это название, чисто функциональное обозначение,

деформировалось и стало именем собственным Иисуса Христа.

История Евангелий.

Грубые репрессии, которым подвергся еврейский народ в 66-70 гг. вследствие

напрасной попытки восстать, положили конец мессианским надеждам. По крайней

мере, такова была видимость, ибо они, приняв впоследствии религиозный облик,

выкристаллизовались в Евангелиях, откуда они почерпнули новые силы.

Известно, что Евангелия писались не во времена Иисуса;

по большей части они составлялись между 66-74 гг. и 132- 135 гг., то есть между

двумя периодами, когда Иудея пыталась реагировать на суровость римской власти.

Но их источники явно имели более древнее происхождение: написанные, но

исчезнувшие во время всеобщего шквала документы, и особенно устные предания.

Эти последние передавались по рассказам вторых, третьих, четвертых лиц, то есть

сильно ис-

228

каженными в том или ином смысле, или же основанными лишь на личных

воспоминаниях отдельных людей, знавших Иисуса, встречавших его или

присутствовавших при распятии, которые, следовательно, обращались к своей

памяти.

Написанное вскоре после 64 г. во время всего первого восстания Иудеи Евангелие от

Марка считается самым ранним, за исключением последующего добавления,

относящегося к воскресению. Уроженец Иерусалима, Марк, кажется, не был

учеником Иисуса; зато вполне вероятно, что он был одним из товарищей св. Павла,

ибо текст его, несомненно, несет на себе отпечаток идей последнего. Как мы видели

из письма Климента Александрийского, этот текст был написан в Риме и, в

основном, для греко-римской публики. Это важная деталь, ведь в тот момент, когда

Марк писал свою книгу, Иудея находилась в состоянии быстро надвигавшегося

восстания, и тысячи евреев уже были приговорены к распятию. Так что было бы

неразумным, если Марк хотел найти слушателей среди римлян, представлять Иисуса

политическим агитатором или врагом всемогущей тогда римской власти. Чтобы

передать свое послание римлянам, он должен был игнорировать их ответственность

за смерть Иисуса, оправдать местную власть и открыто перенести обвинение за

некоторые еврейские круги. Ведь это отношение было принято затем другими

евангелистами, как и всеми первыми христианами, ибо только при таком условии их

сочинения, да и сама Церковь, новая и непрочная, могли иметь шанс выжить.

Евангелие от Луки датируют примерно 80-м годом. Произведение греческого врача

было предназначено для культурной римской публики Цезарей, административной

столицы Палестины, и он тоже следил за тем, чтобы не навлечь на себя

враждебность римлян, неловко пытаясь определить виновных за смерть Иисуса. Что

касается Матфея, который написал свой текст около 85 г., то он принял сторону

Марка и Луки, предпочтя оправдать римскую власть. Написанное по-гречески и

сильно проникнутое эллинистической мыслью, больше половины этого

произведения