эту неспешность, которую Иисус, кажется, проявляет, чтобы
отправиться в Вифанию?
Профессор Мортон Смит считает, что перед нами действительно разворачивается
действие одного из таинств посвящения, многочисленных в Палестине во времена
Иисуса. Эти таинства включали в себя ряд символических ритуалов, среди которых
фигурировали смерть и воскресение , недолгое времяпрепровождение в
могиле-прелюдия к возрождению; затем следовал ритуал, ставший сегодня
крещением- символическое погружение в воду, потом бокал вина - сим-
238
вол крови пророка или мага, возглавляющего церемонию. Ученик делил с ним
содержимое бокала в знак совершенного мистического союза, в котором и тот, и
другой, учитель и посвященный, составляли отныне единое целое. В самом деле,
здесь мы находим характерные черты христианского крещения, установленного св.
Павлом, и тайной вечери Иисуса и его учеников.
Жизнь Иисуса, продолжает профессор Смит, напоминает, впрочем, очень близко
жизнь многочисленных магов и знахарей, которые ходили тогда по дорогам и
городам Ближнего Востока12: тайные сборища, тихие беседы с чудом исцеленными,
приказ ничего не разглашать и привычка говорить исключительно параболами и
аллегориями постоянно отмечали их поступки.
Именно с этой стороны вполне возможно, что Лазарь во время пребывания Иисуса
на берегах Иордана мог оказаться вовлеченным в посвященческий ритуал,
конечным этапом которого было символическое воскресение после
предварительного пребывания в гробу. Желание учеников принять участие в этом
ритуале умирая с ним теперь понятно, как понятна и безмятежность Иисуса,
узнавшего о предполагаемой смерти Лазаря. Правда, Марфа и Мария кажутся
глубоко смущенными, либо плохо поняв, либо неправильно истолковав это событие.
Во время посвящения мог иметь место какой-нибудь инцидент, если только речь не
шла о ловкой инсценировке, известной лишь нескольким близким друзьям.
Посвящение, особенная дружба... Лазарь беседует с Иисусом гораздо больше, чем с
другими учениками - это, конечно, исключительные узы; и ученики, ревновавшие,
быть может, попытались присоединиться к нему во время таинственного ритуала.
Но почему Лазарь является единственным его участником? Почему неизвестный
никому до сих пор и единственный из его приближенных, он пользуется у учителя
такой неслыханной милостью? Почему век спустя еретики-карпократийцы придали
этому рассказу такое большое значение? Почему Климент Александрийский изъял
его из Евангелия от Марка? Не потому ли, что Иисус любил Лазаря больше, чем
кого-либо другого? Или из-за тесных родственных уз, которые подразумевались
между ними? Или же по обеим причинам одновременно? Все равно, четвертое
Евангелие точно высказывается на этот счет, ибо, когда Иисус возвращается в
Вифанию и оплакивает или притворяется оплакивающим смерть своего друга,
свидетели этой сцены восклицают, подхватив слова посланника: Смотри, как Он
любил его! (Иоанн, XI, 36).
Вспомним, что автор четвертого Евангелия, единственного, где фигурирует эпизод с
воскрешением Лазаря, никогда не
239
называет сам себя. Он говорит не об Иоанне , но т^ого
раз о любимом ученике , о том, кого Иисус любил ^ позволяя таким образом
думать, что он был избранном и пользовался ласковым отношением учителя. Это
его, единственного, увидим мы выслушивающим откровения Иисуса во
время последнего застолья:
Один же из учеников Его, которого ^любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему
Симой Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором го ворит. Он, припав к
груди Иисуса, сказал Ему:
Господи! Кто это? Иисус ответил: тот, кому Я, об макнув кусок хлеба, подам. И,
обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту (Иоанн, XIII, 23-28).
Итак, кто мог быть этим любимым учеником , на котором основаны все
свидетельства четвертого Евангелия, если не Лазарь собственной персоной,
которого любил Иисус ? И возможно, что двое со ставляли одного человека, и тогда
под именем Иоанн скрывался Лазарь? Во всяком случае, к та кому выводу пришел
Уильям Броунли, сведущий в вопросах изучения Библии и большой специалист по
рукописям Мертвого моря. Для него не суще ствует никаких сомнений: Со всей
ясностью из четвертого Евангелия вытекает, что любимый уче ник-Лазарь из
Вифании13 .
Для нас же на новом этапе наших заключений кое-какие несообразности находят
свое объяснение. Сначала странное исчезновение Лазаря из Еванге лических
рассказов и его не менее озадачивающее отсутствие