во время распятия. Если он -
любимый ученик , то он присутствует при смерти Иисуса, все тексты об этом
упоминают, и это ему, своему шурину, поручает умирающий учитель свою мать:
Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери
Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се. Матерь твоя! И с этого
времени ученик сей взял Ее к себе (Иоанн, XIX, 26-27).
Эти последние слова цитаты кажутся нам особенно разоблачительными.
Действительно, другие ученики покинули свои дома в Галилее и, таким образом, не
имеют крыши над головой. Но Лазарь-Иоанн, известно, владел бол&шим домом в
Вифании, где Иисус имел обыкновение останавливаться.
С того момента, когда верховные священнослужители решили убить Лазаря, он, как
мы это видели, уже не упоминается под своим именем. В самом деле, можно
проследить
240
за ним до самого конца четвертого Евангелия, скрывающимся под именем
любимого ученика . Доказательством тому последние стихи, предшествующие
заключению, описывающие довольно любопытную ситуацию, заслуживающую того,
чтобы мы на ней остановились. Иисус предсказал только что мученичество Петра,
потом попросил его следовать за собой;
тогда, обернувшись,
Петр видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери,
преклонившись ¦ к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст тебя? Его увидев,
Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он
пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово
между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но:
если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Иоанн, XXI, 20-24).
Текст прозрачен в своей двусмысленности! Любимый ученик будет ждать
возвращения Иисуса, не символического возвращения, вроде второго пришествия ,
но реального момента, когда двое должны встретиться. Иисус, отправив других
своих учеников бродить по свету, вернется к тому, которого любит .
Итак, если любимый ученик - Лазарь, то этот сговор, это сообщничество его с
учителем не беспрецедентно. За неделю до распятия, действительно, Иисус
готовится торжественно вступить в Иерусалим; но, согласно пророчествам Ветхого
Завета, он должен сесть верхом на осла (Захария, IX, 9-10). Значит, нужно добыть
животное, и в Евангелии от Луки Иисус торопит двух учеников отправиться в
Вифанию, где их ждет осел; им достаточно лишь сказать его владельцу:
Он надобен Господу . И события разворачиваются именно так, как предсказывал
Иисус: ученики находят и отвязывают осла, и каждый кричит о чуде. А что здесь
такого необыкновенного? Нельзя ли скорее заключить из этого, что здесь имел место
тщательно разработанный Иисусом и владельцем осла план, и этот человек,
предоставляющий в нужный момент своего осла, возможно, похож на Лазаря?
Для Хуга Сконфилда это почти уверенность14: без ведома других учеников, Иисус
поверил Лазарю детали своего триумфального въезда в Иерусалим. Но такая
организация предполагала наличие кружка близких людей и, если можно так
выразиться, кумовьев - друзей или членов семьи, пользующихся полным доверием
учителя и принятых в его планы. Для Хуга Сконфилда Лазарь, по всей очевидности,
входил в эту группу, как, впрочем, считает в свою очередь и профессор Смит,
настаивая на особом статусе, который имел этот
241
последний со времени своего посвящения и символической смерти в Вифании.
Поэтому, может быть, Вифания и /была предназначена для таинств, возглавляемых
Иисусом, и' этим объясняется то, что это имя много раз встречается в ходе нашего
расследования. Действительно, вспомним, что/Сионская Община назвала Вифанией
свой ковчег в Ренн-яе-Ша-то, и Соньер, явно по ее просьбе, назвал Вифанией
построенную им большую виллу.*
Итак, в конце четвертого Евангелия в этих таинственных стихах мы видим это
сообщничество Иисуса с человеком из Вифании на предмет осла. Согласно тексту,
Иисус просит любимого ученика остаться на месте и подождать его возвращения.
Не должны ли они вместе принять какие-то меры? И не касаются ли эти меры семьи
Иисуса? В самом деле, в момент казни он доверил свою мать любимому ученику, и
если у него были жена и дети, то надо было бы их тоже ему доверить, особенно, если
этот ученик является его шурином,
Согласно преданиям, мать Иисуса умерла в изгнании, в Эфесе, где было написано
четвертое Евангелие; но никто не знает, жила ли она до конца своих дней у ученика.
Что