еще пакт, подписанный
Хлодвигом и римской Церковью, но где именно можно было найти конкретные
следы? Что же касается предполагаемой священной и божественной крови
Меровингов, можно ли действительно отождествлять ее с кровью Иисуса? Какая
особенная, признанная связь существовала между этими двумя потомствами? Было
ли известно только то, что иудеи тем или иным способом повлияли или отметили
ход истории Меровингов, и не в этом ли направлении мы должны были в первую
очередь вести наши поиски?
Конечно, меровингские короли не были антисемитами. Они принимали под
покровительство евреев, несмотря на протесты Рима, и, не колеблясь, роднились с
ними. Более того, их сотрудничество с ними, их благожелательное к ним отношение
не нужно доказывать, ибо евреи обладали большими земельными владениями,
особенно на юге Галлии, где они держали рабов и слуг-христиан, и занимали высокое
положение в королевском окружении, что прекрасно доказывает широту их
внедрения. Это согласие-и это важно отметить- было, впрочем, единственным
примером во всей Западной Европе до лютеранской реформы, но, как мы увидим
далее, евреи и Меровинги имели определенное количество других общих
особенностей, достаточных самих по себе, чтобы объяснить их связи.
Мы помним, что Меровинги не имели права стричь волосы из-за чудодейственной
силы, которая им приписывалась. То же самое было и с назореями из Ветхого
Завета. Самсон был назореем, и Иисус, возможно, тоже, как и его брат Иаков
В королевской семье Меровингов и среди ее родни также встречается определенное
число чисто еврейских имен. В 577 г. брат короля Хлотаря II был назван Самсоном;
Мирон Левит - граф Безалу и епископ Жеронский; одного графа Руссильонского
звали Соломоном, а еще один Соломон становится королем Бретани. Что же
касается имени меровин-гского аббата Элизахара, то не является ли оно
искаженным именем Елеазар , или Лазарь ? Даже имя Меровей имеет
ближневосточное происхождение4.
Впрочем, благодаря многочисленным бракам Меровингов с вестготами, еврейские
имена все больше распространяются, так что можно задать вопрос: не были ли
вестготы евреями? Кроме того, замечено, что историки той эпохи равно используют
названия гот и еврей , особенно на юге Франции и
278
на испанской границе, где располагались главные еврейские общины; этот регион,
официально называемый Септиманией, часто, кроме того, назывался Готией, и эта
путаница, поддерживаемая сознательно, для многих делала невозможным отличие
между собственно евреями и готами, называемыми евреями. К счастью, некоторые
из них открыто носили семитские имена, которые позволяли их идентифицировать,
например, Бера, свекр Дагоберта, сестра которого вышла замуж за человека по
имени Леви5.
Но ни еврейские имена, носимые Меровингами и вестготами, ни их общая вера в
магическую силу их волос не были достаточными, чтобы по-настоящему
убедительно доказать эту реальную и бесспорную связь.
Зато некая деталь показалась нам в этих обстоятельствах очень интересной, и эта
деталь касалась Салического закона. Королевская династия Меровингов,
вышедшая, как мы видели, из племени франков, сначала подчинялась тевтонским
законам. Приспособив затем эти законы к своим новым нуждам, она узаконила и
кодифицировала его по примеру римлян таким образом, что в конце V в. это право
стало памятником франкского законодательства, известного под именем
Салического закона. Тем не менее, мы настаиваем на том факте, что этот
Салический закон в своей основе был племенным тевтонским законом, то есть
предшествующим появлению римского христианства в Западной Европе В течение
следующих веков оно, впрочем, оставалось официальным правом Священной
Римской Империи, противостоящим церковным законам, провозглашаемым Римом,
и было вплоть до лютеранской реформы причиной яростных нападок со стороны
рыцарей и германского крестьянства по отношению к католической Церкви, которая
открыто их игнорировала.
Целая глава Салического закона-сорок пятая, названная De Migrantibus '-долго
интриговала и интригует до сих пор специалистов по франкским текстам.
Как указывает название, глава содержит статьи и условия, разрешающие
кочевникам ' оседать и получать гражданские права, но по единодушному мнению,
ее источник не был салическим кодексом, а ее происхождение было совсем другим
Но каким же? Были выдвинуты различные гипотезы, и недавно открыли, что этот
текст был прямой производной иудейского права6, и что самое