опытов.
ИСААК НЬЮТОН. Род. в 1642 г. в Линкольишире, претендовал на происхождение из
самой старинной шотландской знати, но, кажется, никто не принимал его заявлений
всерьез. Воспитывался в Кембридже, в 1672 г. был избран в Королевское Общество;
в первый раз встретился с Бойлом в следующем году. В 1689-1690 гг. он сошелся с
Джоном Лок-ком и с очень загадочным человеком-Никола Фасио де Дюйс,
женевским аристократом, который тогда разъезжал по Европе; его считали шпионом
Людовика XIV и связанным со всеми деятелями науки его времени. Фасио де Дюйе
становится близким другом Ньютона с самого своего приезда в Англию и остается им
в течение всего следующего десятилетия.
Назначенный в 1696 г. директором Королевского монетного двора, он устанавливает
золотой стандарт, затем, в 1703 г., он был избран председателем Королевского
Общества. Он заводит дружбу с молодым французским изгнанником-протестантом
Жаном Дезагюлье, который станет одной из главных фигур молодого и пылкого
европейского франкмасонства вместе с Джеймсом Андерсоном, шевалье Рамсеем и
Чарльзом Рэдклиффом. Магистр масонской ложи в Хаге, он в 1731 г.
председательствует при посвящении первого европейского принца в корпорацию ;
это был Франциск, герцог Лотарингский, который после женитьбы на Марии-
Терезии Австрийской становится императором Священной Римской империи.
Неизвестно, был ли Ньютон франкмасоном, но он был членом полумасонского
учреждения Gentleman's Club of Spalding , который объединил таких личностей, как
Алексан-дер Поуп, Рэдклифф, Рамсей и Дезагюлье. Кроме того, он разделял,
некоторые идеи, свойственные франкмасонству, например, видеть в Ное больше,
чем в Моисее источник всякой эзотерической мудрости. В 1689 г. он начал работу
над
309
произведением, которое считается одним из самых значительных: хронологическое
изучение древних монархии, где он хотел установить происхождение королевства и
превосходство Израиля над различными культурами Античности. Согласно Ньютону,
древний иудаизм был обладателем божественного знания, потерянного затем и с
коррумпированного, но которое смогло просочиться до времен Пифагора, музыка
сфер* которого была метафорой закона о гравитации. Желая сформулировать
точную научную методологию в целях датирования событий Писания и
классических мифов, он видел в путешествии Ясона за Золотым Руном, как и другие
масонские и эзотерические писатели, основную алхимическую аллегорию. Согласно
герметической традиции, он пытался установить соотношения между музыкой и
архитектурой и придавал большое значение форме и размерам Храма Соломона. Для
Ньютона, как и для всех франкмасонов, они действительно скрывали некую
алхимическую формулу, а старинные храмовые церемонии содержали в себе
алхимические ритуалы.
Этот аспект личности Ньютона был для нас настоящим открытием. Конечно, в нем
видели человека науки, который установил различие между теологией и
физическими законами, но, кроме всего прочего, он предстал перед нами как
ревностный сторонник оккультной традиции, религиозный человек в поисках
божественного единства и сети соотношений, покрывающий природу. Так, через
священную геометрию и нумерологию он должен был исследовать свойства,
присущие форме и числу. Он также был упорным алхимиком, придающим большое
значение своей работе5 и обладающим кроме уже упомянутых экземпляров
розенкрейцерских манифестов более ста докладами по алхимии, один из которых
был точной копией работы Никола Фламсля. Всю свою жизнь он занимался
алхимией и обменивался мнениями на этот счет в письмах с Бойлом, Локком, Фасио
дс Дгойе и другими.
Если научный аспект личности Ньютона был менее ортодоксален, чем мы могли
полумать вначале, то его религиозные взгляды также мало были таковыми. Он
отрицал идею Троицы и деизм, бывший тогда в моде и имевший тенденцию к
сведению космоса к большой машине, построенной небесным инженером. Он
подвергал сомнению божественность Иисуса и собирал все документы, могущие это
обосновать;
он также подвергал сомнению подлинность Нового Завета, некоторые отрывки из
которого он считал вставками V в. Наконец, глубоко заинтересованный первыми
гностическими ересями, он посвятил исследование одной из них6.
Под влиянием Фасио де Дюйе Ньютон испытывал живую симпатию к камизарам
или Севеннским пророкам , прибывшим в Лондон вскоре после 1705 г. Названные
так из-за
310
своих белых туник, они появились, как и катары, на юге Франции и, как и их
предшественники,