М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

опытов.

ИСААК НЬЮТОН. Род. в 1642 г. в Линкольишире, претендовал на происхождение из

самой старинной шотландской знати, но, кажется, никто не принимал его заявлений

всерьез. Воспитывался в Кембридже, в 1672 г. был избран в Королевское Общество;

в первый раз встретился с Бойлом в следующем году. В 1689-1690 гг. он сошелся с

Джоном Лок-ком и с очень загадочным человеком-Никола Фасио де Дюйс,

женевским аристократом, который тогда разъезжал по Европе; его считали шпионом

Людовика XIV и связанным со всеми деятелями науки его времени. Фасио де Дюйе

становится близким другом Ньютона с самого своего приезда в Англию и остается им

в течение всего следующего десятилетия.

Назначенный в 1696 г. директором Королевского монетного двора, он устанавливает

золотой стандарт, затем, в 1703 г., он был избран председателем Королевского

Общества. Он заводит дружбу с молодым французским изгнанником-протестантом

Жаном Дезагюлье, который станет одной из главных фигур молодого и пылкого

европейского франкмасонства вместе с Джеймсом Андерсоном, шевалье Рамсеем и

Чарльзом Рэдклиффом. Магистр масонской ложи в Хаге, он в 1731 г.

председательствует при посвящении первого европейского принца в корпорацию ;

это был Франциск, герцог Лотарингский, который после женитьбы на Марии-

Терезии Австрийской становится императором Священной Римской империи.

Неизвестно, был ли Ньютон франкмасоном, но он был членом полумасонского

учреждения Gentleman's Club of Spalding , который объединил таких личностей, как

Алексан-дер Поуп, Рэдклифф, Рамсей и Дезагюлье. Кроме того, он разделял,

некоторые идеи, свойственные франкмасонству, например, видеть в Ное больше,

чем в Моисее источник всякой эзотерической мудрости. В 1689 г. он начал работу

над

309

произведением, которое считается одним из самых значительных: хронологическое

изучение древних монархии, где он хотел установить происхождение королевства и

превосходство Израиля над различными культурами Античности. Согласно Ньютону,

древний иудаизм был обладателем божественного знания, потерянного затем и с

коррумпированного, но которое смогло просочиться до времен Пифагора, музыка

сфер* которого была метафорой закона о гравитации. Желая сформулировать

точную научную методологию в целях датирования событий Писания и

классических мифов, он видел в путешествии Ясона за Золотым Руном, как и другие

масонские и эзотерические писатели, основную алхимическую аллегорию. Согласно

герметической традиции, он пытался установить соотношения между музыкой и

архитектурой и придавал большое значение форме и размерам Храма Соломона. Для

Ньютона, как и для всех франкмасонов, они действительно скрывали некую

алхимическую формулу, а старинные храмовые церемонии содержали в себе

алхимические ритуалы.

Этот аспект личности Ньютона был для нас настоящим открытием. Конечно, в нем

видели человека науки, который установил различие между теологией и

физическими законами, но, кроме всего прочего, он предстал перед нами как

ревностный сторонник оккультной традиции, религиозный человек в поисках

божественного единства и сети соотношений, покрывающий природу. Так, через

священную геометрию и нумерологию он должен был исследовать свойства,

присущие форме и числу. Он также был упорным алхимиком, придающим большое

значение своей работе5 и обладающим кроме уже упомянутых экземпляров

розенкрейцерских манифестов более ста докладами по алхимии, один из которых

был точной копией работы Никола Фламсля. Всю свою жизнь он занимался

алхимией и обменивался мнениями на этот счет в письмах с Бойлом, Локком, Фасио

дс Дгойе и другими.

Если научный аспект личности Ньютона был менее ортодоксален, чем мы могли

полумать вначале, то его религиозные взгляды также мало были таковыми. Он

отрицал идею Троицы и деизм, бывший тогда в моде и имевший тенденцию к

сведению космоса к большой машине, построенной небесным инженером. Он

подвергал сомнению божественность Иисуса и собирал все документы, могущие это

обосновать;

он также подвергал сомнению подлинность Нового Завета, некоторые отрывки из

которого он считал вставками V в. Наконец, глубоко заинтересованный первыми

гностическими ересями, он посвятил исследование одной из них6.

Под влиянием Фасио де Дюйе Ньютон испытывал живую симпатию к камизарам

или Севеннским пророкам , прибывшим в Лондон вскоре после 1705 г. Названные

так из-за

310

своих белых туник, они появились, как и катары, на юге Франции и, как и их

предшественники,