Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

легко поймем, что такое Карма.

Живая Этика говорит нам о том, что жизнь каждого конкретного

человека в данном воплощении зависит от того, как он прожил предыдущие

жизни в своих прошлых воплощениях, как он взаимодействовал и в каких

отношениях находился с другими людьми. Карма, таким образом, есть

закон причин и следствий, т.е. закон причинно-следственных связей. При

действии этого закона причины, заложенные в одном воплощении,

проявляются как следствия в других воплощениях.

Не умея проследить эти сложные взаимосвязи из-за того, что мы не

помним своих предыдущих жизней, мы часто воспринимаем всю цепь

происходящих с нами закономерно обусловленных событий, как

несправедливые удары судьбы, рока, фатума и т. д. Или наоборот, в

случае хорошей кармы, считаем таких людей счастливчиками, родившимися

в рубашке, баловнями судьбы. На самом деле мы имеем дело с объективным

законом Космоса, который действует независимо от того, знаем мы о нем

или нет.

Интересно отметить, насколько точно улавливают гениальные люди

своим шестым чувством многие объективные законы бытия. (Кстати,

гениальность - это тоже результат Кармы). У Пушкина в 'Евгении

Онегине' в размышлении Ленского накануне дуэли есть такие строки:

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Все благо: бдения и сна

Приходит час опредленный.

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход!

В этом отрывке Пушкин демонстрирует глубокое понимание закона

Кармы. Во-первых, для Пушкина судьба - это не рок и не фатум, а закон.

Во-вторых, смена состояний бдения и сна, жизни и смерти -

закономерный, инвариантный процесс бытия. В-третьих, даже смерть -

благо, если она не случайность, а результат действия закона-судьбы,

иначе говоря, если эта смерть является выплатой кармического долга.

Вот такое сочетание двух слов - судьба и закон - наиболее точно

передает значение санскритского слова карма, которое не имеет

эквивалента в русском языке. Карма - это и судьба, и закон

одновременно.

Народная мудрость, которая все замечает, не обошла своим вниманием

и закон кармы. Она отметила его в таких, например, пословицах, как:

'Что посеешь, то и пожнешь', 'Посеявший ветер, пожнет бурю', 'Человек

сам кузнец своего счастья'.

С законом кармы связан другой закон - закон свободной воли. Он

проявляется в том, что человек всегда сам, своей волей делает свой

выбор. Постоянно в жизни у нас возникают ситуации, когда мы вынуждены

делать тот или иной выбор. И выбор этот делает всегда наша свободная

воля. Никто свыше не вправе навязать нам его. Но когда выбор сделан,

дальше вступает в действие закон кармы. И цепь дальнейших следствий

будет зависеть от нашего выбора.

В книге Учения 'Братство' сказано: 'Свободная воля есть

прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится

бедствием.' (Братство, 1О3).

Человек волен выбрать - делать добро или зло. Его свободная воля

может даже пойти против законов эволюции, но он не должен при этом

роптать на то, что посеянное им зло, согласно закону кармы,

многократно усиленное, обрушится на своего породителя. Если человек

посеял на грядке крапиву, то он должен терпеливо сносить ожоги, корчуя

ее, и посеять в следующий раз розы, и когда они вырастут, он сможет

любоваться ими и вдыхать их аромат.

Интересно, что существование проблемы выбора, который осуществляет

свободная воля человека, народная мудрость также подметила, в

частности, во многих русских народных сказках встречается эпизод,

когда витязь на перекрестке трех дорог читает надпись на придорожном

камне и выбирает дальнейшую свою судьбу.

Часто видя, как человек, творящий зло, благоденствует, а хороший

человек страдает, люди, не понимая закона Кармы, начинают роптать на

судьбу или на Бога, испытывают неудовлетворение от несправедливости

жизни. Это происходит от того, что в нас еще очень живучи примитивные

представления древности, закрепленные впоследствии церковью. Это

представление о справедливом Боге, немедленно воздающем праведникам и

так же немедленно карающем всякое зло; представление как бы о большом

человеке, витающем над облаками и держащем в одной руке кнут, а в

другой пряник и наблюдающем за нашими поступками.