Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

зерна

принесли плоды, нужно начать, именно, с детей'. (П., 2, С. 92)

'Следует немедленно приступать к организации детских садов и

клубов или содружеств, где дети разного возраста могли бы собраться

группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в

семьях'. (П., 2, С. 461)

'Полезны и занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами,

ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность

непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение и

народные танцы...' (П., 2, С. 462)

Также должно быть 'уделено большое место детской и юношеской

литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское,

но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и

потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла

многие недочеты семейного быта! Конечно в старой литературе

встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобрать и,

главное, изъять все вредящее'. (П., 1, С. 157)

'...особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по

поводу всего прочитанного, услышанного и увиденного ими, такие

обсуждения заложат основу мышления... С помощью родителей можно будет

составить библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги

не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была

бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто

первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему

развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений,

совершенных малолетними, если проанализировать мышление таких

преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и

преступлений, увиденных в кино!' (П., 2, С. 462-463)

'Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить

читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль,

чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не

занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины утвердить

книгу, как друга дома. Община, прежде всего, имеет книжную полку,

содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях Родины

и связи ее с миром; оказаны будут герои, творцы и труженики. И понятие

чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как

и милосердие'. (Об., 1О7)

В программу школ 'вводятся духовные беседы, в духе различных

религий, в зависимости от состава учеников... Духовные беседы

происходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей

религий'. (Н. В.) При этом важно указать на Единство Источника всех

религий.

'...можно утверждать, что преподавание Закона Божьего, без

указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех

народов, дает лишь ложное представление о духовной эволюции

человечества и развивает чувство религиозной нетерпимости, этот

страшный бич человечества, идущий в разрез с заветами всех

основоположников существующих религий. Если восточная философия трудна

для детского ума, зато светлые облики Великих Учителей и Святых,

жизнеописания и жизненные советы их всегда найдут отклик в детском

сердце и утвердят необходимое уважение к духовным ценностям и

достижениям других народов'. (П., 1, С. 42О)

'О школах следует добавить, пусть не убивают индивидуальность

духа'. (Н. В.)

'Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной

программой школ'. (Об., 252)

9. Забота о школе и воспитании молодого поколения неотделима от

заботы о самом учителе и подготовке учителей.

'Понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних

лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь

это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим

собратьям. Не легко избрать лучший способ преподавания, он будет

индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию

ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу

фактов. Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы

внушить их ученикам.

Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает

внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно

воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только

от способностей ученика, но, главным образом, от