испытывали каких-либо неудобств при этом). Положите свою вытянутую руку на стол или на подушечку. Теперь, используя свой нос наподобие гравировального аппарата, «програвируйте» им левую сторону удаленного карандаша снизу вверх, затем пройдитесь поперек ластика в верхней части карандаша, затем спуститесь вниз по правой его стороне. После этого повторите все в обратном порядке. Сделайте это 3-4 раза. Затем несколько раз «програвируйте» аналогично красный карандаш у своего носа. Чередуйте гравировку ближнего и дальнего карандашей в течение одной минуты, не забывая о необходимости закрывать свои глаза для короткого отдыха, когда вы идете вверх или вниз по карандашу. Помните о дыхании и часто моргайте. Вскоре вы заметите, что тот карандаш, на который вы смотрите, остается одиночным, в то время как другой кажется разбившимся на два (раздвоился). Для одних людей более легко дается раздаивание ближнего карандаша, для других первым начинает двоиться дальний карандаш.
Делайте это упражнение в течение непродолжительных периодов времени до тех пор, пока вы не добьетесь двоения карандаша, на который вы не смотрите. Тогда у вас появится то, что мы называем «воротами» («столбами ворот»), и у вас отпадет в последующем надобность в дальнем карандаше. Начиная с этого времени, вы будете делать свое тренировочное чтение двумя глазами, смотря между двумя ближними столбами ворот, чтобы удерживать глаза в более хорошей центровке. Если вы будете держать карандаш близко к носу, то створ ворот расширится. Если вы отодвинете карандаш на 4-5 дюймов от носа, то ворота сузятся. Во время чтения держите ворота достаточно близко, чтобы его столбы охватывали тренировочную таблицу: один столб должен быть на одном поле таблицы, а другой - на другом. Это также ограничит длину поворотов головы, выполняемых во время чтения, которые должны быть плавными, короткими и медленными, в то время как глаза движутся быстро. Теперь обоими глазами вместе прочитайте тренировочную таблицу, начиная с верхней строки и делая медленные, короткие повороты головой в пределах разделенных столбов.
Централизация и упражнения на перемещение: точки, штрихи и дуги
Чтобы приковать свое внимание к белизне под строками шрифта, обратите его на точки контакта этих белых полосок между строками с нижней частью строчных букв. Основания этих букв состоят из, как мы их называем, точек, штрихов и дуг. Так, основания букв «а», «Ь», «с», «d», «e» состоят из дуг, буквы «f» - из точки, буквы «g» - из дуги, буквы «h» - из двух точек, буквы «i» - из одной, буквы «j» - из дуги и т.д. Возьмите какую-нибудь строку букв и карандашом нарисуйте под каждой буквой точку, штрих или дугу, в зависимости от того, из чего состоит их основание. Затем вновь прочитайте строку. Четче? Закройте глаза, сделайте повороты головой, не забывая при этом про дыхание, и проделайте это же самое со следующей строкой. Затем быстро ее прочитайте. Это упражнение на централизацию. По мере того, как вы будете добиваться большей точности в работе с точками и штрихами, шрифт будет становиться четче.
Частокол под вашим шрифтом
Чтобы помочь развитию вашей способности перемещаться, держите под текстом, который вы читаете, страничку текста с жирным шрифтом таким образом, чтобы строки на ней расположились вертикально. Переведите взгляд на эту страницу и быстро перемещайте взгляд взад-вперед поперек этих вертикальных строк, представив, что это своеобразный частокол. После этого вновь посмотрите на свой текст. Он должен быть четче.
Для дальнейшего развития централизации обратитесь к упражнению (упражнение 5) для близоруких и дальнозорких глаз на стр. 119.
5. Быстрое чтение
Много чего есть на свете, что стоит почитать. Огромный, интереснейший мир открыт читателю. Но если глаза двигаются по странице медленно, а мозг не способен воспринять и интерпретировать то, что видит глаз, то 20-30 потраченных минут не жалко для самосовершенствования в этом деле. Для медленно читающих было дано множество советов. Один метод советует: «Бегло пробегайте глазами страницы по их середине и улавливайте основную суть мыслей автора». Было бы громадным психическим напряжением постараться узнать мнение автора таким способом, не дав ему самому возможности высказать его. Ну а что стало бы с литературой, красотой ее слога и мастерством слова, если бы мы все так поступали? Кроме описанного выше способа, советуют также читать короткими фразами, ограничивая число видимых глазом слов таким пределом. Чтение при этом несколько напоминает скачки