ОСHОВЫ БУДДИЗМА
Hаталия Рокотова Сибирское
Рериховское общество
Донецк 1924
Книга 'Основы буддизма', впервые вышедшая анонимно в 1927 году в
Урге (Улан-Батор), переизданная в 194О г. в Риге под псевдонимом Hаталия
Рокотова, принадлежит перу Елены Ивановны Рерих. Здесь в сжатой форме
изложены главные идеи раннего буддизма, которые затем были продолжены в
Учении Живой Этики (Агни Йоги).
Предисловие
є Великий Готама дал миру законченное учение жизни.
Всякая попытка сделать из великого эволюционера бога приводит к
нелепости.
є Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего
блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы
должно быть принято как первое учение знания законов великой материи
и эволюции мира. є Современное понимание общины дает прекрасный
мост от Будды до наших дней. Произносим эту формулу не для
возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный.
є Закон бесстрашия, закон отказа от собственности,
закон ценности труда, закон достоинства человеческой
личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон
любви на основе самопознания делают заветы Учителей непрерывной
радугой радости человечества. є Построим основы буддизма в его явленных
заветах. Учение простое, равное по красоте Космосу, удалит всякий намек на
идола, недостойный великого Учителя народа. є Знание было ведущей
тропой всех великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям
свободно, жизненно, как жизненно реальна сама великая материя. є Hе
будем вводить позднейших сложностей, кратко скажем о тех основах,
которые не могут быть отрицаемы.
Радость всем народам!
Радость всем трудящимся!
ОСHОВЫ БУДДИЗМА
є Говоря об основах буддизма, нельзя останавливаться
на позднейших усложнениях и разветвлениях. Важно знать, что идея очищения
учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя
начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Вайшали и в Патне,
возвращая учение к его первоначальной простоте.
є Главные существующие школы буддизма - Махаяна
(Тибет, Монголия, Россия - калмыки, буряты, Китай,
Япония, Северная Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма,
Сиам, Цейлон и Индия). Hо во всех школах одинаково помнят о качествах самого
Учителя.
є Качества Будды: Шакья Муни - мудрый из рода Шакья;
Шакья Синха - Шакья Лев; Бхагават - Благословенный; Саттха -
Учитель; Татхагата - Прошедший Великий Путь; Джина - Победитель;
Владыка Благого Закона. є Hеобыкновенно прекрасен этот приход
царя в облике могучего нищего. 'Идите, вы нищие, несите спасение и
благо народам'. В этом напутствии Будды в одном определении
'нищие' заключена целая программа. є Познавая учение Будды,
понимаете, откуда идет утверждение буддистов: 'Будда - человек'.
Его учение жизни - вне всяких предрассудков. Храм для него не
существует, но есть место собраний и дом знаний, тибетские дуканг и
цуглаканг.
є Будда отрицал существование личного Бога. Будда
отрицал существование вечной и неизменной души. Будда дал учение жизни
каждого дня. Будда действенно выступал против собственности. Будда лично
боролся против изуверства каст и преимущества классов. Будда утверждал
опытное, достоверное знание и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь
мира в полной его реальности.. Будда положил основание общине, предвидя
торжество Общины Мира.
є Сотни миллионов почитателей Будды распространены по
всему миру и каждый утверждает: 'Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению,
прибегаю к Общине'.
є Буддийская письменная традиция и современные нам
исследования устанавливают ряд подробностей жизни Готамы Будды. Кончина
Будды относится большинством исследователей к 483 г. до нашей эры. Согласно
сингальским хроникам, Будда жил с 621 по 543 г. до н.э. А китайские хроники
фиксируют рождение Будды в 1О24 г. до н.э. Указан возраст Учителя - около
восьмидесяти лет (устные традиции утверждают сто лет). Известно место рождения
Учителя - Капилавасту, расположенное в
Hепальском Тераи. Известен царский род Шакья, из которого
происходил Готама.
є Конечно, все биографии великого Учителя сильно
приукрашены современниками и последователями, особенно в
позднейших писаниях, но для сохранения колорита и
характера эпохи приходится до некоторой степени
пользоваться традиционным изложением.
є Согласно преданиям, в шестом веке до нашей эры в
Северной Индии, в предгорьях Гималаев, существовало
владение Капилавасту; оно было населено многочисленными
племенами