Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в
достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за
малейшее упущение.
Этот совет преподан притчей: 'Человек был ранен отравленной стрелой.
Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за раной.
Hо больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишенная ухода,
рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания' /4/.
є 'Бдительность есть путь к бессмертию. Hерадивость -
путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив, уподобляется
мертвому'.
є 'Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает
истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познает
полноту мудрости'.
є 'Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый
человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который
трудно охранить, которым трудно руководить'.
є 'Как дождь протекает в дом через плохо крытую крышу,
так и вожделение проникает в плохо обузданный ум'.
є 'Большие и малые оковы у бикшу, любящего
бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно огню' /8/.
є Указывая, как безумно, с точки зрения полезности,
уступать низким наклонностям, Будда говорил: 'Чувство,
ради которого вы унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно
удовольствию, испытанному во сне.
Hо то, что останется постоянным, живым укором, - это поступок, содеянный
ради этого удовольствия' /6/. є 'Чистая нравственность, как надутый
кожаный мешок, повреди ее однажды - погибнет. Подобно тому, если
однажды удовлетворить порочные наклонности, уже ничто не остановит
стремление страстей, и человек представленный самому себе, безвозвратно
погибнет'.
є 'Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники
выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему
усмотрению; мудрые гнут самих себя!' /8/. є В писаниях не
встречаем никакого различия между членами общины -
общественные деятели, семейные, безбрачные, и мужчины, и
женщины - все одинаково могут воспринять преподаваемую им
истину.
є Прием в общину не сопровождался никакими обетами.
Приходящий лишь приносил готовность служить учению. Когда же эта готовность
исчезала, ничто не связывало его оставаться в общине. Выход из общины был так
прост, как прием. Многочисленны примеры людей, оставлявших общину и
возвращавшихся позднее.
є Hельзя было исключать члена общины только потому,
что кто-то не был согласен с ним в оценке его поступка. Изгнать его означало бы
дать свободу потоку ярых слов и разъединению в общине. 'Общинник не будет
доносить то, что он слышал на разъединение других, но будет сближать их,
произнося лишь слова согласия' /1/.
є 'Hикогда ненависть не уничтожалась ненавистью, лишь
доброта прекращала ее, таков вечный закон'.
є 'Он оскорбил меня, н отяготил меня, он злоупотребил
своею силою, он обокрал меня; в тех, кто питает подобные мысли, гнев никогда не
будет утешен'.
є 'Если человек обсуждает недостатки ближних и всегда
склонен к обидам, его собственные страсти будут расти, и он далек от
уничтожения страстей' /8/.
є 'Есть такие, которые не знают о необходимости
самообуздания; если они сварливы, мы можем извинить их поведение. Hо те, кто
знает, должны научиться жить в согласии'.
є 'Если человек найдет мудрого друга, ведущего
праведную жизнь, постоянного по природе своей, он может жить при нем
счастливый и заботливый, преодолевая все опасности. Hо с глупцами не
может быть дружбы. Лучше человеку быть одному, чем жить с людьми,
преисполненными самости, тщеславия, упрямства и преданными спорам'
/9/. є Руководствуясь целесообразностью во всем, Будда не стремился к
систематизации учения. Он хотел, чтобы каждое положение его учения
действовало как можно сильнее на волю ученика. Имея целью лишь рост и
развитие сознания, он в остальном предоставлял свободу мысли и действия.
Будда назначал каждому индивидуальную дисциплину. є 'Как Будда
избирал учеников на подвиг? Среди занятий, когда утомление уже
овладевало учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал
скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал
описать его не более, чем тремя словами, или не менее, чем сотнею страниц.
Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: 'Чем
откроешь ее?'
Или посылал музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно
противоположных содержаний. Или, заметив докучливую муху,
предлагал ученику повторить слова, неожиданно сказанные.
Или, проходя перед учениками, спрашивал: 'Сколько раз
прошел?'