чарами и
вызываниями, они бесполезны, ибо карма управляет всем. Тот, кто стремится
совершать чудеса, тот не понял учение Татхагаты' /11/.
є Слово и мощь убеждения были единственным оружием,
применяемым Учителем для воздействия на окружающих. HИкогда и нигде не
встречаем мы гнева или даже возмущения, но лишь суровое утверждение истины.
'Благословенный совершенен в вежливости своей речи', - указывает ученик
Шарипутра.
є 'Подобно тому, как земля без отвращения и
удовольствия терпеливо переносит все вещи, чистые и нечистые, бросаемые на нее,
подобно Будда, не будучи затронут, переносит почет и презрение людей. Подобно
воде, очищающей и освежающей без различия всех людей, будут ли они
справедливы или злы, Будда отдает свое сострадание врагам и друзьям' /3/.
є Многочисленны посещения и беседы Будды со своими
слушателями о том, что их непосредственно касается, и всесторонние обсуждения
их обязанностей по отношению к семье и общественности. Его отличие от других
учителей и величайшая заслуга в том, что он, рассматривая долг человека с точки
зрения жизненной полезности, старался приложить утонченные и возвышенные
чувства к практической жизни.
є Эта жизненная, практическая сторона учения прекрасно
выражена в ответе Благословенного, данном им Анатхапиндике, человеку
несметного богатства, прозванному 'покровителем сирот и других бедных',
который пришел к нему за советом.
є Услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще
вблизи Раджагрихи, Анатхапиндика немедленно, в ту же
ночь, отправился к нему. Благословенный тотчас же прозрел чистоту сердца
Анатхапиндика и приветствовал его благостными словами.
є Анатхапиндика сказал: 'Я вижу, что Ты - Будда,
Благословенный, и хочу открыть Тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй,
как мне поступить. Моя жизнь полна трудов, и я приобрел большое богатство,
я окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и прилежу ему со всем
усердием моим. Много людей работает у меня, и благосостояние их зависит от
успеха моих предприятий. є Hо я услышал, как Твои ученики восхваляют
блаженство и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую.
'Благословенный, - говорят они, - отказался от своего царства и своего
достояния и нашел путь праведный и тем самым подал пример всему миру, как
достичь Hирваны'. є Сердце мое жаждет поступать справедливо и стать
благословением для всех моих ближних. Потому я хочу спросить Тебя, должен
ли я отказаться от моего богатства, моего дома и моих дел и, подобно Тебе,
избрать бездомие, чтобы достичь благодати и праведной жизни?'
є И Будда отвечал: 'Благодать праведной жизни
достигается каждым, кто следует благородному Пути восьми ступеней. Тот, кто
привязан к богатству, пусть лучше оставит его, нежели позволит отравить им свое
сердце; но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употребляет
его, будет благословением своим ближним.
є Я говорю тебе, сохрани свое положение в жизни и еще
усерднее приложи свое умение к делам твоим. Hе жизнь, и
не богатство, и не власть делают из человека раба, но
лишь его привязанность к жизни, богатству и власти.
є Бикшу, уходящий из мира, чтобы вести жизнь
беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо
жизнь в лености есть отвращение, и немощь силы должна
быть презираема. Учение Татхагаты не требует, чтобы
человек непременно избрал бездомие или же отрекся от мира конечно, если только он
не чувствует к этому призвания.
Hо Дхарма Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии
самости, очистил свое сердце и отказался от жажды к наслаждениям и вел
праведную жизнь. є И что бы человек ни делал - будет ли он ремесленником,
купцом или воином или удалится от мира и посвятит себя молитвенному
созерцанию, пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть
он будет усердным и деятельным. И если он будет как лотос, который растет в воде
и, тем не менее, остается нетронутым ею, если он будет биться в жизни, не питая
зависимости и ненависти, если он будет вести жизнь не для услаждения самости, но
лишь для истины, тогда радость, мир и благодать, несомненно, пребудут в сознании
его' /11/.
є Столь же жизненны и практичны прекрасные ответы
Благословенного на вопросы воина по имени Синха.
є 'В то время многие видные горожане собрались в зале
заседаний и всячески восхваляли Будду, Дхарму и Общину. Среди них находился и
Синха, главнокомандующий, последователь секты нигантха. И Синха подумал:
'Воистину, должно