'Бессмертие может быть достигнуто лишь постоянными добрыми делами; и
совершенство достигается лишь через сострадание и милосердие'.
Сострадание и целесообразность ярко выражены в
следующем диалоге:
- Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и
неприятно?
- Hет.
- Если оно истинно, губительно и неприятно?
- Тоже нет.
- Если оно истинно, полезно и неприятно?
- Да, когда он находит это нужным.
- Если ложно, губительно и приятно?
- Hет.
- Если истинно, полезно и приятно?
- Да, когда он находит время подходящим.
- Почему действует он так?
-Ибо он сострадает всем существам /4/.
є Много указаний о явлении сострадания имеется в
Сутрах; перечислять их не нужно, ибо в нижеприведенном проявлении
заключена вся тонкость и трогательность отношений Будды к ближнему.
є 'Чунда, кузнец, услышав, что Благословенный пришел к
Паву и остановился в роще, направился к нему и, оказав почитание, просил
Благословенного назавтра посетить его трапезу. Получив согласие, Чунда
удалился и к следующему утру приготовил всевозможные яства, а также
большой кусочек сочной свинины. Благословенный в сопровождении учеников
прибыл в дом кузнеца. Опустившись на приготовленное сидение, он обратился к
кузнецу Чунде: є 'Чунда, свинину, припасенную тобою, принеси мне,
ученикам же дай другие приготовленные тобой яства'.
'Да, господин', - ответил кузнец и
поступил так, как было указано.
Тогда сказал Благословенный: 'Чунда, что осталось у тебя от
свинины, закопай в землю, ибо я не знаю существа, кроме
Татхагаты, кто мог бы усвоить ее'.
'Да, господин', - ответил Чунда и
зарыл в землю остаток свинины.
є Вкусив пищу в доме кузнеца Чунды, Благословенный
заболел тяжелой желудочной болезнью, и, испытывая сильнейшие боли,
сказал ученику Ананде: 'Встань, Ананда,:
мы пойдем в Кушинагара'. По дороге Благословенный часто останавливался,
испытывая жесточайшие боли, жажду и томление. Так дошли они до реки
Какутхы; здесь, совершив омовение, Благословенный остановился на опушке
леса, лег на разосланные одежды и обратился к Ананде: 'Ананда, возможно, что
кто-нибудь огорчит сердце кузнеца Чунды следующими речами: 'Чунда,
большая неприятность тебе, и должен ты чувствовать себя очень несчастным, что
Татхагата покинул преходящее после того, как он принял трапезу в доме твоем'.
є Ананда, отгони тяжкие мысли Чунды словами: 'Друг, ты
должен радоваться, ибо в этом счастье твое, что так
случилось. Из уст самого Татхагаты слышал и внял я, что
дара пищи находят себе одинаковую оценку и воздаяние. Воистину, получают они
большую награду и благословение, нежели другие. Какие два? Тот, после которого
Татхагата достигает высочайшего, полного озарения, и тот, после которого он
вступает в освобождение Hирваны'. Такими речами должен ты, Ананда, рассеять
тяжкие мысли кузнеца Чунды' /18/.
є Чем глубже вникаем мы в учение Благословенного, тем
ярче выявляется его беспредельное сострадание и любовь, которыми
преисполнены все его мысли и действия. є 'Подобно матери,
охраняющей свое единственное дитя своею жизнью, воспитывайте в себе
такую беспредельную любовь ко всем существам' /7/.
є Его всевмещающее чувство сострадания ко всему
живущему простиралось даже на растительное царство. Он
избегал уничтожать семена и растения.
є В АHГУТТАРА-HИКАЯ Багословенный говорит: 'Тот из
моих учеников, который, хотя бы на мгновение, подумает о любви,
освободительнице ума, размышляет не напрасно и следует учению и дисциплине
Учителя. Hо насколько же больше те, кто занят усовершенствованием самой мысли
о любви!'
є В ИГИВУТТАКА сказано: 'Все способы, ведущие к
достижению воздаяния в этой жизни, не стоят и одной шестнадцатой доли любви,
освобождающей ум. Любовь, освобождающая ум, вмещает хх в себе, сияя, блистая и
излучая.
є Подобно тому, как сияние всех звезд не может
сравниться с одной шестнадцатой долей яркости луны, но
как свет луны поглощает в себе сияние их, блистая,
сверкая и излучая, так и все способы к достижению
воздаяния этой жизни не стоят и одной шестнадцатой доли
любви, освобождающей ум.
є Любовь, освободительница ума, вмещает в себе все,
сияя, сверкая и излучая.
є Подобно тому, как последний месяц дождливого
осеннего времени солнце, подымаясь в ясном и безоблачном
небе, рассеивает тьму на своем пространстве, сияя,
блистая и излучая, и подобно тому, как звезда утра после
ночи на заре сияет, блистает и излучает, точно так же все
способы к достижению воздаяния в этой жизни не стоят и
одной