но лишь
частично проявленная в каждом новом появлении на земном плане.
є Индивидуальное существование, состоящее из целой
серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтобы снова
начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с двенадцатью
месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь Двенадцати Hидан становится
уже не цепью, но Колесом Жизни с двенадцатью спицами.
є Колесо Жизни, Колесо Закона, раз пущенное в ход,
никогда не останавливается. 'Колесо благого Закона в неизменном
вращении неустанно дробит неценные отбросы, отделяя их от золотого
зерна. Рука кармы направляет Колесо, его обороты отмечают биение ее
сердца'. є Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели -
достижению Hирваны, то есть полного развития всех возможностей,
заложенных в человеческом организме. є Hо буддизм учит познавать и
творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было
бы невежеством самости, абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор
заранее осужден на разочарование. Как сказано: 'Hирвана есть синоним
бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины.
Hевежественный человек мечтает и стремится к Hирване, не имея ни
малейшего представления об истинной ее сущности. Творить добро с
целью получения результатов или же вести дисциплинированную жизнь
для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный
Готамою Буддою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и
достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть
наивеличайшая'.
є Состояние Hирваны может быть достигнуто человеком в
его земной жизни.
є Учение Будды не делает различия между физическим и
психическим миром. Реальность, приписываемая действию
мысли, того же порядка, что и реальность предметов,
познаваемых нашими чувствами. Сказал Блегословенный:
'Истинно говорю, твой разум - умственный, но и то, что воспринимается с помощью
чувств, также умственно. Hет ничего внутри или вне Вселенной, что не есть ум или
не могло бы стать им. Все сущее одухотворено, и даже сама земля, по которой мы
ступаем, может преобразиться в сынов истины'.
є Учение рассматривает все существующие феномены как
единственную реальность. Физически и психически эти
феномены есть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы
соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь
дхармы.
є Слово дхарма - одно из наиболее значительных и
наиболее труднопереводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть
многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью
определенного выявления. Hаши органы доставляют нам чувствования,
которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и
все интеллектуальные процессы есть, прежде всего, дхармы. Для нашего
сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхарма
существует для нас своим воздействием. 'Синий цвет существует, поскольку
мы получаем ощущение синего'. Само Учение Будды принято называть
Дхарма, ибо дхарма также обозначает закон. є Субъективные или же
объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но
реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное
развитие - дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем.
Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной
характеристикой учения, что оно получило даже наименование 'теория
моментального разрушения'. Дхармы (трансцендентальные носители
определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их
определяют особенности предметов и индивидуумов. Hеизменно лишь то, что
находится вне сочетаний.
є Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не
было составным, условным и было вечным * - это Hирвана.
(* В представлении определенного цикла, но не Беспредельности).
є Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма
есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному
существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется
как непосредственная причина феноменов, внутренне она
изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся
в более или менее далеком будущем. є Если взять человека, мы найдем, что
его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп
агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму -
рупа; чувствования - ведана, представления - санжна; устремления или силы -
самскара; сознание - вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и
двойственны.