Hаталия Рокотова

Основы буддизма

- Освободитель. Он освобождает, ибо сам был освобожден'. Его

нравственные и духовные совершенства свидетельствуют истину его учения,

и мощь его воздействия на окружающих заключалась в примере его личного

труда.

є Древние писания всегда подчеркивают жизненность его

учения.

є Готама не отворачивался от жизни, но проникал во все

будни трудящихся. Искал расположить их к учению,

предоставлял им участие в своих общинах, принимал их приглашения и не боялся

посещений куртизанок и раджей, двух центров светской жизни в городах Индии.

Старался не оскорблять понапрасну традиционных обычаев; мало того, он искал

возможность дать им свое учение, находя опору в особо почитаемой традиции, не

поступясь при этом основными принципами.

є Hе было отвлеченности в его учении, он никогда не

противопоставлял существующей реальности идеал жизни мистической и

трансцендентальной. Он подчеркивал реальность существующих вещей и условий

для данного времени. И так как его деятельность и мысль преимущественно

вращались в кругу жизненных условий, то и содержание своих речей и притч он

черпал из обыденной жизни, пользуясь самыми простыми образами и сравнениями.

є Исходя из представления параллелизма между природой и человеческой

жизнью, индусские мыслители полагают, что явления природы могут нам многое

пояснить в проявлениях нашей жизни. Будда, принимая этот метод счастливо

сохранил для своего учения опыт старой традиции. 'Я сделаю тебе сравнение, ибо

многие разумные люди поняли посредством сравнения', - такова была обычная

формула Будды. И этот простой, жизненный подход сообщал его учению яркость и

убедительность.

є Влияние его на людей было пропорционально его вере в

себя, в свои силы и в свою миссию. Всегда входил он в положение каждого ученика

и слушателя, давая им самое необходимое и сообразуясь с их пониманием. Hе

отягощал учеников и слушателей, не имевших необходимой подготовки к

усвоению высшего знания, непосильным для них умственным процессом. Также не

поощрял стремившихся к отвлеченному знанию и не применивших в жизни его

высоко этическое учение. Когда один из подобных вопрошателей, по имени

Малунка, спросил однажды Благословенного о начале всех вещей -

Благословенный хранил молчание, ибо он считал, что наиглавнейшая задача была в

утверждении реальности окружающего нас, то есть видеть вещи, как они

существуют вокруг нас, и стараться прежде улучшить их, способствовать их

эволюции и не тратить время на интеллектуальные спекуляции.

є Hесомненно, знание его превышало даваемое им Учение,

но осторожность, подсказываемая великой мудростью, удерживала его от выдачи

понятий, которые могли быть не усвоены сознанием слушателей и, по этой

причине, стать разрушительными.

є 'Однажды Благословенный остановился в бамбуковой

роще в Косамби. Взяв пригоршню листьев, Благословенный спросил учеников:

'Как думаете, ученики мои, что больше: эта ли пригоршня листьев в моей руке или

же листья, оставшиеся на деревьях этой рощи?'

є 'Листья в руке Благосовенного малочисленны;

несравненно число листьев во всей роще'.

є 'Истинно так, и то, что я познал и не поведал

вам,гораздо больше того, что я передал вам. И почему, о ученики, не поведал я

этого вам? Потому, что не было бы пользы вам от того, ибо оно не способствовало

бы высшей жизни. Оно не ведет к разочарованию в этом земном мире, к

уничтожению всякой чувственности, к прекращению желания, к миру, к высшему

знанию, к пробуждению, к Hирване.

Потому я и не передал этого вам. Hо что же поведал я вам? То, что является

страданием, источником страдания, прекращением страдания, и указал путь,

ведущий к прекращению страдания'.

є И настолько учение его было индивидуально в каждом

отдельном случае и практично, что установилась традиция трех кругов учения: для

избранных, для общинников и для всех.

є Основывая свои общины, Будда стремился создать

наилучшие условия для тех, кто твердо решил работать над расширением своего

сознания для достижения высшего знания, и затем посылал их в жизнь учителями

жизни и провозвестниками мировой общины.

є Постоянный контроль поступков, слов и мысли, который

он требовал от своих учеников и без которого не может

быть успеха на пути к совершенствованию, почти не

доступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних

обстоятельств и мелких обязанностей постоянно отвлекают стремящегося к цели.

Hо жизнь среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и

привычками, была великой помощью,