- Освободитель. Он освобождает, ибо сам был освобожден'. Его
нравственные и духовные совершенства свидетельствуют истину его учения,
и мощь его воздействия на окружающих заключалась в примере его личного
труда.
є Древние писания всегда подчеркивают жизненность его
учения.
є Готама не отворачивался от жизни, но проникал во все
будни трудящихся. Искал расположить их к учению,
предоставлял им участие в своих общинах, принимал их приглашения и не боялся
посещений куртизанок и раджей, двух центров светской жизни в городах Индии.
Старался не оскорблять понапрасну традиционных обычаев; мало того, он искал
возможность дать им свое учение, находя опору в особо почитаемой традиции, не
поступясь при этом основными принципами.
є Hе было отвлеченности в его учении, он никогда не
противопоставлял существующей реальности идеал жизни мистической и
трансцендентальной. Он подчеркивал реальность существующих вещей и условий
для данного времени. И так как его деятельность и мысль преимущественно
вращались в кругу жизненных условий, то и содержание своих речей и притч он
черпал из обыденной жизни, пользуясь самыми простыми образами и сравнениями.
є Исходя из представления параллелизма между природой и человеческой
жизнью, индусские мыслители полагают, что явления природы могут нам многое
пояснить в проявлениях нашей жизни. Будда, принимая этот метод счастливо
сохранил для своего учения опыт старой традиции. 'Я сделаю тебе сравнение, ибо
многие разумные люди поняли посредством сравнения', - такова была обычная
формула Будды. И этот простой, жизненный подход сообщал его учению яркость и
убедительность.
є Влияние его на людей было пропорционально его вере в
себя, в свои силы и в свою миссию. Всегда входил он в положение каждого ученика
и слушателя, давая им самое необходимое и сообразуясь с их пониманием. Hе
отягощал учеников и слушателей, не имевших необходимой подготовки к
усвоению высшего знания, непосильным для них умственным процессом. Также не
поощрял стремившихся к отвлеченному знанию и не применивших в жизни его
высоко этическое учение. Когда один из подобных вопрошателей, по имени
Малунка, спросил однажды Благословенного о начале всех вещей -
Благословенный хранил молчание, ибо он считал, что наиглавнейшая задача была в
утверждении реальности окружающего нас, то есть видеть вещи, как они
существуют вокруг нас, и стараться прежде улучшить их, способствовать их
эволюции и не тратить время на интеллектуальные спекуляции.
є Hесомненно, знание его превышало даваемое им Учение,
но осторожность, подсказываемая великой мудростью, удерживала его от выдачи
понятий, которые могли быть не усвоены сознанием слушателей и, по этой
причине, стать разрушительными.
є 'Однажды Благословенный остановился в бамбуковой
роще в Косамби. Взяв пригоршню листьев, Благословенный спросил учеников:
'Как думаете, ученики мои, что больше: эта ли пригоршня листьев в моей руке или
же листья, оставшиеся на деревьях этой рощи?'
є 'Листья в руке Благосовенного малочисленны;
несравненно число листьев во всей роще'.
є 'Истинно так, и то, что я познал и не поведал
вам,гораздо больше того, что я передал вам. И почему, о ученики, не поведал я
этого вам? Потому, что не было бы пользы вам от того, ибо оно не способствовало
бы высшей жизни. Оно не ведет к разочарованию в этом земном мире, к
уничтожению всякой чувственности, к прекращению желания, к миру, к высшему
знанию, к пробуждению, к Hирване.
Потому я и не передал этого вам. Hо что же поведал я вам? То, что является
страданием, источником страдания, прекращением страдания, и указал путь,
ведущий к прекращению страдания'.
є И настолько учение его было индивидуально в каждом
отдельном случае и практично, что установилась традиция трех кругов учения: для
избранных, для общинников и для всех.
є Основывая свои общины, Будда стремился создать
наилучшие условия для тех, кто твердо решил работать над расширением своего
сознания для достижения высшего знания, и затем посылал их в жизнь учителями
жизни и провозвестниками мировой общины.
є Постоянный контроль поступков, слов и мысли, который
он требовал от своих учеников и без которого не может
быть успеха на пути к совершенствованию, почти не
доступен для находящихся в обычных условиях жизни, где тысячи внешних
обстоятельств и мелких обязанностей постоянно отвлекают стремящегося к цели.
Hо жизнь среди людей, объединенных одним устремлением, общими мыслями и
привычками, была великой помощью,