, несовершению таких действий , которые неправедны в поступках , в словах ,
либо в мыслях , я учу непроявлению всех тех состояний души , которые несут зло и нехороши. Hо я
учу , Синха совершению таких действий , которые праведны в поступках , в словах и в мыслях , я
учу проявлению всех тех состояний души , которые хороши и не несут зла. Я учу Синха , что все
состояния души , которые несут зло и нехороши , и неправедные действия в поступках , в словах и в
мыслях должны быть сожжены. Тот, кто освободился , Синха , от всех тех состояний души ,
которые несут зло и нехороши , тот , кто уничтожил их, подобно пальме, вырванной с корнем , так ,
что они не могут возникнуть вновь , - такой человек завершил искоренение себя.
Я провозглашаю , Синха , уничтожение самости , вожделения , недоброжелательности ,
обольщения . Hо я не провозглашаю уничтожение воздержанности , любви , милосердия и истины.
Я считаю , Синха , неправедные действия презренными , совершены ли они в поступках , в
словах или в мыслях , но я считаю добродетель и праведность достойными похвалы .'
И Синха сказал : ' Еще одно сомнение осталось у меня в отношении учения Благословенного .
Hе согласится ли Благословенный рассеять его, чтобы я понял Дхарму так , как ей учит
Благословенный ?' Татхагата ответил согласием , и Синха продолжал : 'Я воин , о Благословенный ,
и царь назначил меня проводить в жизнь его законы и вести войны. Допускает ли Татхагата,
который учит бесконечной доброте и состраданию ко всем страждущим , наказание преступников ?
И еще признает ли Татхагата ошибочным идти на войну для защиты своего дома , своей жены ,
своих детей и своего имущества? Учит ли Татхагата доктрине полного самоотказа : должен ли я
позволять злодею все , что ему вздумается и покорно уступать всякому , кто угрожает взять силою
принадлежащее мне ? Утверждает ли Татхагата , что всякая борьба , включая и войны , ведущиеся
за правое дело , должны быть запрещены ? '
Будда отвечал : 'Кто заслуживает наказания должен быть наказан и того кто заслуживает
поощрения следует поощрять. В тоже время Татхагата учит не причинять вреда никаким живым
существам , но быть исполненным любви и доброты.
Эти заповеди не противоречат друг другу , ибо тот кто должен быть наказан за совершенное
им самим преступление , пострадает не из-за недоброжелательства судьи , но в следствие своего
злодеяния . Его собственные поступки навлекли на него то , что налагает служитель закона . Тот ,
кто исполняет приговор , пусть не питает ненависти в своей душе , чтобы даже убийца в момент
своей казни считал , что это есть плод его собственного поступка . Как только он поймет , что
наказание очистит его душу , он не станет более сетовать на свою судьбу , но будет радоваться ей.'
И Благославенный продолжал : 'Татхагата учит , что любая война , в которой человек
стремится убить своего брата , ничтожна , но он не учит , что тот , кто идет на войну , исчерпав все
средства к сохранению мира , заслуживает порицания. Порицаемым должен быть тот, кто вызвал
войну. Татхагата учит полному отказу от себя , но не учит отказу от чего бы то ни было в пользу сил
представляющих зло - будь то люди , боги или стихии природы . Борьба должна быть ибо вся жизнь
- борьба . Hо тот , кто борется ,должен следить за тем , чтобы не сражаться ради своих интересов ,
против истины и справедливости . Борющийся ради своих интересов , сколько бы он не был велик ,
или силен , или знаменит , не получит воздаяние , но тот кто борется за справедливость и истину ,
обретет великое воздаяние, ибо даже его поражение будет победой . Личность - неподобающий
сосуд для сохранения сколько-нибудь значительного успеха , личность мала и хрупка , и
содержимое ее вскоре будет расплескано на пользу , но возможно так же на пагубу других . Истина
же недостаточно велика , чтобы вместить сильные желания и стремления всех личностей и когда
личность лопнет , как мыльный пузырь , содержимое ее будет сохранено , и в истине обретет она
вечную жизнь. Идущий в бой, о Синха , даже за правое дело, должен быть готов к смерти , ибо
таков удел воина , и если рок постигнет его , у него не может быть оснований для недовольства . Hо
одерживающий победу должен помнить о непрочности всего земного . Его успех может быть велик
, но сколько бы велик он ни был , колесо судьбы может опять повернуться и низвергнуть
победителя в прах. Hо если он обуздает себя , угасив всю ненависть в своем сердце , подымет
повергнутого противника