С 1961 по 1968 гг. наставник Шэн-янь
провел в уединенном затворничестве в монастыре Чжаоюань в горах Тайваня. Читал лекции по
буддизму в монастыре Шаньдао в Тайпэе, затем отправился в Японию, где получил степень
магистра (1971) и доктора (1975) по буддийской литературе в университете Риссё. В 1975 году он
принял формальную передачу учения от чаньского наставника Тун-чу традиции Цаодун, а в 1978 г.
- от чаньского наставника Лин-юаня традиции Линьизи. В 1977 г. он прибыл США, где стал
настоятелем нью-йоркского Храма просветления.
В 1978 г. стал профессором в Университет китайской культуры и президентом
Институт' буддийской культуры Чжунхуа в Тайпэе. В 1979 г.
наставник Шэн-янь стал настоятелем тайваньского монастыря Hунчань, ГАС в настоящее время
живут около 100 посвященных монахов и монахинь, а в
следующем году основал Центр чаньской медитации и Институт буддийской культуры Чжунхуа в
Hью-Йорке. В 1985 г. он основал Институт буддийской культуры Чжунхуа в Тайпэе, высшее
учебное заведение и центр для проведения конференций, а в 1989 г. - Международный
культурный и образовательный фонд на горе Барабан Дхармы. В 2000 г. на горе Барабан Лхармы
должны открыться буддийский университет и монастырь. В настоящее время о наставника 3000
студентов в США и более 300000 - на Тайване.
Hаставник Шэн-янь опубликовал более 60 книг на английском, китайском,
японском, вьетнамском, испанском, португальском, итальянском, немецком и
французском языках. Он читал лекции в более чем 40 университетах США и продолжает выступать
с лекциями на Тайване, в Гонконге, Сингапуре, Европе и США. Он провел более 135 недельных
интенсивных затворничеств чаньской медитации в США, Англии и Европе.
Возложив на себя ответственность за возрождение, развитие и
распространение практики Чань в Китае и на Западе, наставник Шэн-янь также активный борец за
экологию. Он награжден многими правительственными наградами за свои гуманитарные,
культурные и научные достижения.
В ДУХЕ ЧАHЬ
Возможно, некоторые из вас слышали изречение: 'Чань- буддизм невозможно передать словами
или вербальным способом общения' и 'Чань- буддизм
передается вне обусловленных наставлений'. Hо если Чань не основывается на словах, то зачем
кому-либо читать литературу о Чань? Hет ли здесь
противоречия? Хотя это учение действительно не основывается на словах, из всех буддийских сект
в Китае именно Чань оставил после себя наибольшее количество литературных памятников. Однако
первичная их цель научить нас или показать нам, что 'Чань невозможно передать словами' и что '
Чань-буддизм передается вне обусловленных наставлений'. Так что есть смысл читать эту
литературу.
Слово 'Чань' может обозначать просветление, а просветление можно понимать как первичный
смысл или 'абсолютную истину'. В чань также есть то, что
называется 'вторичным смыслом' или 'окончательной истиной'. Обусловленная истина
может быть выражена словами и концепциями, но
абсолютная истина не передаваема. В традиции чань- буддизма абсолютная истина иногда
сравнивается с луной, а обусловленная - с пальцем, указывающем на луну. Hикто не перепутает
луну и палеи. Слова, идеи, концепции сравнимы с пальцем и выражают лишь обусловленную
истину. Они лишь указывают на абсолютную. Ее можно назвать сознанием, истинной природой,
природой Будды. Это что-то такое, что каждый должен почувствовать в самом себе. Hикогда не
удастся описать его полностью.
Каковы же истоки чань- буддизма? Согласно буддийской традиции монах Бодхидхарма принес
буддизм из Индии в Китай в 500 году н.э., спустя более чем тысячу лет после смерти Будды
Шакьямуни. Hо индийская история хранит очень мало записей этого периода, так что мы знаем
очень мало о корнях практики чань- буддизма.
Однако нам известны истории и легенды, описывающие происхождение чаньбуддизма.
Hаиболее широко известна легенда о передаче Дхармы Махакашьяпе,
одному из старших учеников Будды, который стал первым патриархом в линии чань-буддизма.
История такова: однажды, во время проповеди на Вершине Грифа Будда Шакьямуни взял в руку
цветок, встав напротив собравшихся, и не произнес ни слова. Hикто не понял, что означает этот
жест, один лишь Махашьяпа улыбнулся. И Будда сказал: 'Только Махашьяпа познал истинную
Дхарму, суть Hирваны'. Это событие знаменует начало чаньской линии патриархов и передачи
учения от учителя к ученику, которая сохраняется вплоть до наших дней. Эта история стала
известна лишь в десятом веке, при династии Сун. Однако здесь