базируется на том постулате, что все
происходящее непостоянно и безличностно. В этой практике мы пытаемся постичь эту
непостоянность и безличностность через прямое созерцание пустоты. Это высшая практика чань-
буддизма, и она ведет к высшему достижению. Эта практика позволяет нам достичь 'входа через
принцип', о котором мы говорили раньше.
Hо с чего же начинается практика? Различные буддийские школы используют множество
практик, которые по силам начинающим, как, например,
чтение писаний, принятие обетов, простирания, памятование о Будде, счет дыхания. Эти методы
помогают нам очистить сознание, которое переполнено эмоциями и не спокойно, и привести его к
устойчивости и гармонии с нашим окружением. Первая вещь, которую мы должны сделать,- это
расслабить свое сознание и тело. Если нам это удастся, то мы будем более здоровыми и
уравновешенными, сможем достичь более гармоничных отношений с другими людьми.
В моей практике был случай, когда в центр чань- буддизма пришел домохозяин. Он был очень
нервным, и его нервозность передавалась окружающим, которые, в свою очередь, тоже начинали
нервничать. Когда он заговаривал с кем-нибудь, то создавалось впечатление, что он или собирается
напасть на вас, или будет защищать себя. Люди реагировали на его поведение одинаково: оно
досаждало им. Когда я предложил ему расслабить тело, человек ответил, что он и так полностью
расслаблен. Он был переполнен страхом и хотел научиться медитировать. Я научил его расслаблять
тело и сознание. Если мы не научимся расслабляться, то не имеет смысла заниматься медитацией,
а практика отсутствия поисков становится абсолютно невозможной. Hо человек не успокоился и
решил, что если он достигнет просветления, то все его проблемы мгновенно исчезнут. Он сказал
автору: 'Учитель, мне не нужно ничего, я только хочу узнать способ быстро достичь
просветления. Укажите мне его, пожалуйста, и чем быстрее, тем лучше'. Автор ответил ему:
'Такого способа еще не изобрели. Если бы я нашел способ, твердо гарантирующий быстрое
просветление, то я бы, вероятно, заработал на этом большие деньги'.
Теперь я знаю такой способ, и я предоставляю возможность бесплатно воспользоваться им
любому, кто пожелает. Метод таков: вы расслабляете свое тело и сознание. Это очень легко и
просто. Hе спрашивайте, приведет это к просветлению или нет. Сначала вы научитесь
расслабляться, а потом можно будет говорить и о просветлении. Закройте глаза, откиньтесь на
спинку кресла и расслабьте мышцы. Полностью расслабьте глаза. Очень важно, чтоб веки были
расслаблены и не двигались. Вокруг глазных яблок не должно быть никакого напряжения. Hе
прикладывайте усилий и не напрягайтесь. Расслабьте мышцы липа, плечи и руки. Расслабьте
мышцы живота и положите руки на колени. Если вы чувствуете вес
вашего тела, то центр тяжести должен находиться над креслом. Hи о чем не думайте. Если к вам
приходят мысли, понаблюдайте за ними, следите за вашим дыханием. Hе обращайте внимания на
окружающих. Сосредоточьтесь на своей практике, забудьте о своем теле и расслабляйтесь. И не
думайте о том, насколько полезно то, чем вы занимаетесь.
Смысл этой практики в том, чтобы расслабление было естественным и свободным. Hе обязательно
заниматься каждый раз подолгу; это вряд ли займет более трех-десяти минут, иначе вы можете
уснуть. Лучше заниматься этим достаточно часто, по несколько раз в день; это освежит тело и
сознание, снимет стресс, Постепенно вы достигнете устойчивости сознания и сможете войти во
врата чань- буддизма.
Чань часто называют 'врата без врат'. Врата - это и метод практики, и путь к освобождению; однако
эти врата действительно лишен врат, поскольку чань не опирается на какой-либо специфический
метод, чтобы помочь практикующему
добиться освобождения. Метод вне метода - это наивысший метод. Как
только практикующий сможет отбросить эгоцентричное сознание, врата Чань распахнутся сами
собой.
Первый шаг к мудрости - это преодоление своего эгоистичного 'я'. Когда вы попадаете а различные
ситуации, сталкиваетесь с различными людьми, взаимодействуете с ними. ваше 'я'
незамедлительно проявляет себя, и вы оцениваете все с позиции своего 'я': 'Это мое, а это нет; это
хорошо для меня, а это нет; это мне нравится, а это противно'; таким образом, трезвый взгляд на
веши утрачивается.
Hо как же определить не-привязанность? Согласно Чань, не-привязанность означает, что при
общении с людьми в любой ситуации Вами относительно других