людей не движет Ваше 'я'. Веши
таковы, каковы они есть,- живые и ясные. Вы адекватно реагируете на них, и делаете то, что
должны делать. Ясное осознание вещей при отсутствии эгоизма - вот то, что в чань-буддизме
признается мудростью. Даяние ближнему по его потребности без помыслов о собственном 'я'
называется состраданием. Мудрость и сострадание - вот признаки просветленного сознания. В
чаньской традиции эти два понятия неразделимы и зависят от подавления привязанности к 'я'.
По мере развития чань-буддизма возникли две формы практики, которые в общем соответствуют
двум 'входам' Бодхидхармы: через принцип и через практику. Метод безмолвного озарения - это
специфическое достояние школы Цаодун, в то время как традиция Линьизи предпочитает методы
гунъзнь и хуатоу. Оба способа могут привести к просветлению, достижению состояния 'не-я',
Термин 'безмолвное озарение', или 'мочжао', связан с наставником времен династии Сун Хун-чжи
Чжэн-изюэ(1091-1157), хотя сама практика может быть отнесена ко времени Бодхидхармы и его
концепции достижения просветления через принцип. Пять поколений спустя, великий мастер Юн-
изя (665-713) писал о 'чистоте и покое' в своей 'Песне Просветления'. Покой символизирует
практику успокоения сознания, а чистота -созерцание, озаряющее душу светом осознанности.
Сам Хун-чжи описывал 'безмолвное сидение' так: 'Ваше тело неподвижно, ваше сознание
успокоено. Этого действительно тяжело достичь на
практике. Тело и сознание полностью отдыхают. Рот настолько неподвижен, что зарастает мхом, на
языке пробивается травка. Продолжайте без перерыва, очищая сознание, пока оно не достигнет
чистоты осеннего пруда, яркости луны, освещающей ночное небо'.
В другом случае Хун-чжи сказал: 'Во время безмолвного сидения, что бы ни происходило, сознание
остается абсолютно чистым, однако все остается там, где оно изначально покоилось, на своем месте.
Сознание пребывает на одной мысли десять тысяч лет, но не опирается ни на одну форму, будь то
внутри или снаружи'.
Для понимания Чань Безмолвного Озарения нужно уяснить, что пока нет никаких мыслей, сознание
остается очень чистым, очень легким. Должны присутствовать и безмолвие, и свет. Согласно Хун-
чжи, когда внутри сознания ничего не происходит, человек осознает, что ничего не происходит.
Если же человек не осознает этого, это просто чаньская болезнь, это не состояние Чань. Итак, в этом
состоянии сознание является прозрачным. В некотором смысле, не вполне точно говорить о том, что
здесь ничего не присутствует, так как здесь присутствует прозрачное сознание. Однако это точно в
том смысле, что здесь ничто не может превратиться в привязанность или помеху. В этом состоянии
сознание лишено формы и признаков. Сила присутствует лиш1 для того, чтоб наполнить сознание
светом, как солнце, повсеместно освещающее землю. Следовательно, Безмолвное Озарение - это
практика, в которой нет никакого движения, но сознание является ярким и озаренным.
Гуньань - это описание случая с участием учителя и одного или нескольких учеников,
предполагающее понимание или переживание просветленного сознания. Обычно, но не всегда,
история содержит в себе диалог. Когда случай становится достоянием общественности и
записывается, он превращается в 'общественное дело' - таково буквальное значение слова. Часто
случай имело .смысл записать из-за того, что в результате ученик осознавал свое заблуждение и
достигал просветления.
Однажды монах спросил у наставника Чжао-чжоу, обладает ли собака природой Будды, на что
наставник ответил:
'Y',- что означает 'нет'. Таков один из основных гунъаней, возможно, наиболее известный из
записанных. В другой раз один ученик Чжао-чжоу встретил старуху и спросил у нее, как добраться
до горы Тай, на что она ответила: 'Просто продолжай идти'. Когда монах отправился в путь, она
воскликнула: 'Он действительно ушел!' Ученик рассказал об этом наставнику Чжао-чжоу, и
последний сам решил пойти и посмотреть на нее. Он задал ей тот же вопрос и получил тот же ответ.
Вернувшись, наставник сказал своим ученикам: 'Я понял, что имела в виду та женщина'. Что узнал
Чжао-чжоу о той старухе? В чем смысл этого длинного гуньаня?
При династии Сун (960-1276) чаньские наставники начали применять гуньани в качестве предмета
для медитации учеников. Ученику надо было понять смысл исторического гуньаня. При поиске
ответа для ученика были бесполезны все его знания, логика, опыт, так как этими способами ответ
найти было невозожно Ученику надо было