сконцентрироваться на гунъане, выкинуть из сознания
все, кроме него, и, в коние концов, получить ответ.
Тесно связаны с гунъанями, но не идентичны им были хуатоу. Хуатоу, что буквально значит 'голова
произнесенного слова', - это вопрос, обращаемый практикующим к самому себе. 'Что такое У?',
'Кто я такой?' - вот широко распространенные хуатоу. Практикуя хуатоу, ученик полностью
сосредотачивал свое внимание на беспрестанном повторении вопроса. Методы гуньань и хуатоу
похожи в том, что практикующий пытается вызвать у себя ощущение великого сомнения, чтобы
затем разрушить его и пробудиться к просветлению.
Чаньский наставник Да-хуэй Зун-гао (1089-1163), один из величайших ценителей практики хуатоу,
считал, что сидячая медитация необходима, чтоб успокоить блуждающий ум, перед тем как ученик
станет практиковать гунъань или хуатоу. Разрозненное сознание лишено фокусировки или
силы, необходимой для зарождения великого сомнения, и поэтому, обучая своих последователей, я
сначала даю им метод сосредоточения разобщенного сознания. Когда сознание ученика успокоено и
сконцентрировано, применение гуньаня или хуатоу может привести к возникновению великого
сомнения. Это сомнение не просто обычное сомнение об истинности утверждения. Это
фундаментальная, вне всякого сомнения, существующая дилемма, которая проходит через все наши
вечные вопросы, как то: кто мы, в чем смысл жизни и смерти. Поскольку вопрос в гуньане или
хуатоу не может быть разрешен при помощи логики, то практикующий должен постоянно
возвращаться к вопросу, наращивая 'массу сомнения', пока 'в его горле не застрянет горячий
железный шар'. Если практикующий сможет сохранить энергию от рассеяния, то 'масса сомнения'
в конце концов исчезнет во взрыве, который уничтожит все сомнения в сознании, не оставив после
себя ничего, кроме истинной природы сознания, или просветления.
Возможно также, и, может быть, более вероятно, что взрыву не хватит энергии для того, чтобы
полностью очистить сознание от привязанностей. Даже такой великий наставник, как Да-хуэй не
смог успешно погрузиться в свой первый взрывной опыт. Его учитель Юань-у (1063-1135) сказал
ему, что он умер, но вернулся к жизни. Его просветление было подтверждено в следующий раз.
Как вы видите, очень важно иметь надежного шифу, или учителя, который бы провел вас через все
стадии практики. Попытка вызвать великое сомнение до того, как сознание успокоится, будет по
крайней мере бесполезным, а в худшем - вызовет много волнений. И, наконец, результат
просветления должен подтвердить наставник, так как только наставник может отличить истинное
просветление от ложного.
Практика гуньань или хуатоу - это агрессивный, взрывной путь к просветлению; практика
безмолвного озарения более спокойна. Hо обе практики имеют одну и ту же цель реализации
истинной природы сознания, которая является природой пустоты, природой Будды, мудростью и
просветлением.
РАСПИСАHИЕ ЗАТВОРHИЧЕСТВА HАСТАВHИКА ШЭH-ЯHЯ
4:00 Подъем, умывание
4:15 Йога
4:30 Медитация
6:00 Утренняя служба
6:20 Завтрак
6:40 Работа, по выбору медитация
8:00 Звонок к медитации
8:10 Медитация
12:00 Обед, затем работа
13:20 Звонок к медитации
13:30 Медитация
17:00 Ужин, затем медитация (по желанию)
18:50 Звонок к медитации
19:00 Проповедь Дхармы
20:00 Медитация
22:00 Отдых (по желанию - медитация)