Марк Аврелий

Размышления

и то, что ему отмерено, а гения, поселившегося у него внутри, не марать и не

оглушать надоедливыми представлениями, а беречь его милостивым, мирно следующим

богу, ничего не произносящим против правды и не делающим против справедливости. И

если даже не верят ему все люди, что он живет просто, почтительно и благоспокойно, он

ни на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к назначению его

жизни, куда надо прийти чистым, спокойным, легким, приладившимся неприневоленно к

своей судьбе.

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА

1. Главенствующее внутри, когда оно в сообразии с природой, поворачивается к

происходящему так, что ему всегда легко перестроиться на то, что возможно и дается

ему. Не склонно оно к какому-нибудь определенному веществу, и устремляясь к тому,

что само же себе с оговоркойпоставило, само себе делает вещество из того, что выводят

ему навстречу, - так

огонь одолевает то, что в него подбрасывают; малый светильник

от этого угас бы, а яркий огонь скоро усвояет себе то, что ему

подносят, берет себе на потребу и отсюда-то набирает силу.

2. Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

3. Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах. Вот и ты об этом

тоскуешь. Только как уж по-обывательски все это, когда можно пожелать только и сей же

час уединиться в себе. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в

душе, особенно если внутри у него то, на что чуть взглянув он сразу же обретает

совершеннейшую благоустроенность - под

благоустроенностью я разумею не что иное, как

благоупорядоченность. Вот и давай себе постоянно такое

уединение и обновляй себя. И пусть кратким и основополагающим

будет то, что, едва выйдя навстречу, всю ее омоет и отпустит

тебя уже не сетующим на то, к чему ты возвращаешься. Правда, на

что ты сетуешь - на порочность людей? Так повтори себе

суждение о том, что существа разумные рождены одно для другого,

что часть справедливости - сносить и что против воли

проступки; и то вспомни, сколько уж их, кто жили во вражде,

подозрениях, ненависти и драке, потом протянули ноги и сгорели,

- и перестань наконец. Или ты сетуешь на то, что уделено тебе из целого? Так обнови в

уме разделительное: либо промысл, либо

атомы; а также все то, откуда доказано было, что мир подобен городу. Или вновь

затронет тебя телесное? Но ты же понял, что мысль не смешивается с гладкими или

шероховатыми движениями дыхания, если она однажды обрела себя и узнала присущую

ей власть и прочее, что ты слушал о наслаждении и боли, с чем и сам согласился. Или

издергает тебя тщеславие? Но ты же видел, как быстро забывается все, как зияет

вечность, бесконечная в обе стороны, как пуст этот звон, как переменчиво и

непредсказуемо то, что мнится зависящим от нас, также и узость места, которым все это

ограничено. Ведь и вся-то земля -

точка, а уж какой закоулок это вот селенье, и опять же -

сколько их, кто восхваляет и каковы. Вот и помни на будущее об

уединении в этой твоей ограде: прежде всего не дергайся, не

напрягайся - будь свободен и смотри на вещи как мужчина,

человек, гражданин, как существо смертное. И пусть прямо под рукой будет у тебя

двойственное, на что можно быстро бросить взгляд. Одно - что вещи души не касаются и

стоят недвижно вне

ее, а досаждает только внутреннее признание. И второе: все, что ни видишь, скоро

подвергнется превращению и больше не будет - постоянно помышляй, скольких

превращений ты и сам уже был свидетель. Мир - изменение, жизнь - признание.

4. Если духовное у нас общее, то и разум, которым мы умны, у нас общий. А раз

так, то и тот разум общий, который велит делать что-либо или не делать; а раз так, то и

закон общий; раз так, мы граждане; раз так, причастны некоей государственности; раз

так, мир есть как бы город. Ибо какой, скажи, иной общей государственности причастен

весь человеческий род? Это оттуда, из этого общего города идет само духовное, разумное

и законное начало - откуда же еще? Что во мне землисто - от земли

какой-нибудь уделено мне, влажное - от другого начала,

душевное - из некоего источника, а горячее и огненное - из

собственного источника (ведь ничто не происходит из ничего, как

и не уходит в ничто); так и духовное идет же откуда-то.

5. Смерть - такое же, как рождение, таинство природы, соединение из тех же

первооснов в те же. ! И нет в ней ничего

ни для кого постыдного: нет в ней для духовного существа

непоследовательности,