и то, что ему отмерено, а гения, поселившегося у него внутри, не марать и не
оглушать надоедливыми представлениями, а беречь его милостивым, мирно следующим
богу, ничего не произносящим против правды и не делающим против справедливости. И
если даже не верят ему все люди, что он живет просто, почтительно и благоспокойно, он
ни на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к назначению его
жизни, куда надо прийти чистым, спокойным, легким, приладившимся неприневоленно к
своей судьбе.
ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА
1. Главенствующее внутри, когда оно в сообразии с природой, поворачивается к
происходящему так, что ему всегда легко перестроиться на то, что возможно и дается
ему. Не склонно оно к какому-нибудь определенному веществу, и устремляясь к тому,
что само же себе с оговоркойпоставило, само себе делает вещество из того, что выводят
ему навстречу, - так
огонь одолевает то, что в него подбрасывают; малый светильник
от этого угас бы, а яркий огонь скоро усвояет себе то, что ему
подносят, берет себе на потребу и отсюда-то набирает силу.
2. Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.
3. Ищут себе уединения в глуши, у берега моря, в горах. Вот и ты об этом
тоскуешь. Только как уж по-обывательски все это, когда можно пожелать только и сей же
час уединиться в себе. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в
душе, особенно если внутри у него то, на что чуть взглянув он сразу же обретает
совершеннейшую благоустроенность - под
благоустроенностью я разумею не что иное, как
благоупорядоченность. Вот и давай себе постоянно такое
уединение и обновляй себя. И пусть кратким и основополагающим
будет то, что, едва выйдя навстречу, всю ее омоет и отпустит
тебя уже не сетующим на то, к чему ты возвращаешься. Правда, на
что ты сетуешь - на порочность людей? Так повтори себе
суждение о том, что существа разумные рождены одно для другого,
что часть справедливости - сносить и что против воли
проступки; и то вспомни, сколько уж их, кто жили во вражде,
подозрениях, ненависти и драке, потом протянули ноги и сгорели,
- и перестань наконец. Или ты сетуешь на то, что уделено тебе из целого? Так обнови в
уме разделительное: либо промысл, либо
атомы; а также все то, откуда доказано было, что мир подобен городу. Или вновь
затронет тебя телесное? Но ты же понял, что мысль не смешивается с гладкими или
шероховатыми движениями дыхания, если она однажды обрела себя и узнала присущую
ей власть и прочее, что ты слушал о наслаждении и боли, с чем и сам согласился. Или
издергает тебя тщеславие? Но ты же видел, как быстро забывается все, как зияет
вечность, бесконечная в обе стороны, как пуст этот звон, как переменчиво и
непредсказуемо то, что мнится зависящим от нас, также и узость места, которым все это
ограничено. Ведь и вся-то земля -
точка, а уж какой закоулок это вот селенье, и опять же -
сколько их, кто восхваляет и каковы. Вот и помни на будущее об
уединении в этой твоей ограде: прежде всего не дергайся, не
напрягайся - будь свободен и смотри на вещи как мужчина,
человек, гражданин, как существо смертное. И пусть прямо под рукой будет у тебя
двойственное, на что можно быстро бросить взгляд. Одно - что вещи души не касаются и
стоят недвижно вне
ее, а досаждает только внутреннее признание. И второе: все, что ни видишь, скоро
подвергнется превращению и больше не будет - постоянно помышляй, скольких
превращений ты и сам уже был свидетель. Мир - изменение, жизнь - признание.
4. Если духовное у нас общее, то и разум, которым мы умны, у нас общий. А раз
так, то и тот разум общий, который велит делать что-либо или не делать; а раз так, то и
закон общий; раз так, мы граждане; раз так, причастны некоей государственности; раз
так, мир есть как бы город. Ибо какой, скажи, иной общей государственности причастен
весь человеческий род? Это оттуда, из этого общего города идет само духовное, разумное
и законное начало - откуда же еще? Что во мне землисто - от земли
какой-нибудь уделено мне, влажное - от другого начала,
душевное - из некоего источника, а горячее и огненное - из
собственного источника (ведь ничто не происходит из ничего, как
и не уходит в ничто); так и духовное идет же откуда-то.
5. Смерть - такое же, как рождение, таинство природы, соединение из тех же
первооснов в те же. ! И нет в ней ничего
ни для кого постыдного: нет в ней для духовного существа
непоследовательности,