до огорчения, что предки не
слагали тебе похвальных речей.
19. Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь - не признавай это невозможным
для человека, а напротив, что
возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для
себя.
20. В гимнасии и ногтем тебя зацепят, и головой кто-нибудь, метнувшись, ударит -
так ведь мы же не показываем
виду и не обижаемся и после не подозреваем в нем
злоумышленника. Ну, остережемся, но не как врага и не
подозревая, а только уклоняясь благожелательно. Так пусть это
же произойдет и в других частях жизни: пропустим многое, словно
мы в гимнасии, потому что можно, как я сказал, уклоняться без
подозрений, без вражды.
21. Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь
понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда
не вредила; вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении.
22. А я делаю, что надлежит, прочее меня не трогает, потому что это либо
бездушное, либо бессловесное, либо заблудшее и не знающее пути.
23. С существами неразумными и вообще вещами и предметами обходись уверенно
и свободно, как тот, кто имеет разум, с теми, что разума не имеют. С людьми же
обходись, как с имеющими разум, - общественно. Во всем призывай богов. И
безразлично,
сколько воемени ты будешь это делать, потому что достаточно и
трех часов таких.
24. Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же -
либо приняты в тот же осеменяющий разум.
либо одинаково распались на атомы.
25. Поразмысли-ка, сколько телесного и душевного происходит сразу в каждом из
нас в малое мгновение. Тогда не станешь удивляться, как в том едином и всецелом, что
мы называем мир, вмещается сразу еще много больше, а вернее все, что происходит.
26. Если кто поставит тебе вопрос, как пишется имя АНТОНИН, неужели ты
будешь произносить каждую букву с натугой? Ну а станет сердиться, так рассердишься и
ты? Разве не перечислишь тихо все знаки поочередно? Точно так и здесь: помни, что
всякое надлежащее слагается из определенных числ. Это имей в виду и не смущайся, на
негодующих не негодуй, четко исполняй свое задание.
27. Как же это свирепо - не позволять людям устремляться к тому, что кажется им
естественным и полезным! А ведь ты некоторым образом не позволяешь им это, когда
негодуешь на то, что они заблуждаются. Они-то кидаются на это, конечно же, как на
естественное и полезное. - Так ведь не так это! - Тогда учи и показывай, не сердясь.
28. Смерть - роздых от чувственных впечатлений, от дергающих устремлений, от
череды мыслей и служения плоти.
29. Постыдно, чтоб в той жизни, в которой тело тебе не отказывает, душа
отказывала бы тебе раньше.
30. Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой - бывает такое. Береги себя
простым, достойным, неиспорченным, строгим,
прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным,
приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в
борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать
принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка;
один плод земного существования - праведный душевный склад и
дела на общую пользу. Во всем ученик Антонина: это его благое
напряжение в том, что предпринимается разумно, эта ровность во
всем, чистота, ясность лица, ласковость, нетщеславие, а
честолюбие тогда, когда речь шла о постижении в делах; и как он
вообще ничего не оставлял, пока не рассмотрит дело вполне
хорошо и ясно; и как без порицания сносил тех, кто
несправедливо его порицал; как не спешил никуда и как не слышал
клевет; и какой старательный был наблюдатель нравов и людских
дел, а не хулитель их; не пугливый, не подозрительный, не
мудрствующий; и сколь немногим довольствовался, будь то жилье,
постель, одежда, еда или прислуга; и как трудолюбив, как
вынослив; до вечера он на скудном столе и даже испражняться
имел обыкновение не иначе, как в заведенное время; а эта
прочность и неизменность в дружбе и терпимость к тем, кто
открыто выступал против его решений, и радость, если кто укажет
лучшее; и как был благочестив без суеверия. Встретить бы тебе
свой последний час с такой же, как у него, чистой совестью.
31. Отрезвись и окликни себя, и снова проснувшись сообрази, что это сны мучили
тебя; и бодрствуя, гляди на это, как ты глядел на то.
32. Из тела я и души. Ну, телу - все безразлично, потому что оно различать не
может,