тщеславия еще и то помогает, что уж не можешь сказать, будто прожил
как философ всю жизнь или хоть с юности
- нет, и людям, и тебе самому явственно, что далек ты от философии. Ты погряз, и
теперь нелегко снискать славу философа,
да и положение ничуть не способствует. А потому, если ты по правде увидел, в чем дело,
так уж оставь то, каков покажешься другим; довольно тебе, если проживешь, сколько
тебе там остается, так, как хочет твоя природа. Вот и рассмотри, чего она хочет, и пусть
ничто другое тебя не трогает - изведал же
ты, как после стольких блужданий ты нигде не обрел счастливой жизни: ни в
умозаключениях, ни в богатстве, ни в славе, ни в удовольствии - нигде. Тогда где ж она?
В том, чтобы делать,
чего ищет природа человека. А как ему сделать это? Держаться основоположений, из
которых устремления и деяния. Каких основоположений? О добре и зле: нет человеку
добра в том, что не делает его справедливым, здравомысленным, мужественным,
свободным, и никакого нет зла в том, что не делает противоположного этому.
2. При всяком деяний спрашивай себя: подходит ли оно мне? не раскаюсь ли?
Немного - и все кончено, и не станет ничего.
Так чего же еще искать, кроме нынешнего дела для существа разумного, общественного и
равноправного с богом?
3. Но Александр, Гай, Помпеи - что они рядом с Диогеном, Гераклитом,
Сократом? Эти видели вещи, их причины и вещество, и ведущее их оставалось самим
собой; а там, сколько прозорливости, столько же и рабства.
4. 5. Что они будут делать все то же, хоть разорвись. Во-первых, уйди от смятения,
потому что все по природе целого, и в скором времени будешь никто и нигде, как
Адриан, как Август. А потом: уставившись на дело, на него гляди и, припомнив, что
должно тебе быть человеком достойным и чего требует от человека природа, делай это
без оглядок и говори, как представляется тебе всего справедливее - только
доброжелательно, совестливо, непритворно.
6. Природа целого занята тем, чтобы переложить отсюда туда, превратить, оттуда
взять, сюда принести; одни развороты
- небывалого не опасайся; все привычно, да и равны уделы.
7. Всякая природа довольна, когда шествует благим путем. А разумная природа
шествует благим путем, когда не дает согласия на ложное или неявственное в
представлениях, устремления направляет только на деяния общественные, а желания и
уклонения оставила при том, что зависит только от нас, и приветствует все, что идет от
всеобщей природы. Ведь она часть целого, как природа листа - часть природы растения.
Только природа листа
- часть природы бесчувственной, неразумной и подвластной помехам, человеческая же
природа - часть природы невредимой, духовной и справедливой, раз уж она всякому дает
равные и
достойные уделы времени, естества, причинного, деятельности, обстоятельств.
Разумеется, здесь смотри не на то, чтобы равенство было во всякой частности, а на то, что
все вкупе у одного отвечает всему вместе в другом. .
8. Читать невозможно, но гордыню оттеснить можно, но одолевать наслаждение и
боль можно, но быть выше славы их можно, на бесчувственных и неблагодарных не
гневаться, а еще заботиться о них - можно.
9. И чтобы никто от тебя не слышал больше, как ты хулишь жизнь при дворе - и
сам ты от себя.
10. Раскаяние, когда спохватишься, что упустил нечто дельное; а ведь доброе - это
непременно нечто дельное, и
человеку достойному и прекрасному следует стараться о нем. Но
ведь прекрасный и достойный человек не может раскаиваться, что
он упустил какое-нибудь наслаждение, а следовательно,
наслаждение и не дело, и не благо.
11. Это вот - что оно само по себе в своем строении? что в нем естественно и
вещественно? что причинно?! что оно делает
в мире? как долго существует?
12. Когда тяжко просыпаться, вспомни, что это по твоему строению и по
человеческой природе - производить общественные
деяния, а спать - общее с существами неразумными; а что кому
по природе, то и располагает больше, то ему и сродни и более
того - ему заманчиво.
13. Постоянно и при всяком, по возможности, представлении вести рассуждение о
природе, страстях, познании.
14. Кого ни встретишь, говори себе наперед: каковы у этого основоположения о
добре и зле? Ведь если о наслаждении и боли и о том, что их вызывает, если о славе,
бесславьи, жизни и смерти он держится, скажем, таких вот положений, то для меня не
будет удивительно или странно, когда он поступит так вот и так; я же не забуду, что так
он вынужден поступать.
15.