Помни: как постыдно изумляться, что смоковница смокву приносит, так же и
когда мир что-либо приносит из того, чем плодоносен. Вот врачу или кормчему стыдно
же дивиться, если кто в горячке или ветер подул в лицо.
16. Помни, что и перемениться, и последовать тому, что тебя поправляет, равно
подобает свободному. Ибо это твое дело свершается, по твоему же устремлению и
суждению, да и по твоему же уму.
17. Если от тебя зависит, зачем делаешь? Если от другого, на кого негодуешь? На
атомы? или на богов?! Безумно в обоих случаях. Никого не хулить. Если можешь,
поправь его; этого не можешь, тогда хоть само дело. И этого не можешь, так к чему твое
хуление? А просто так ничего делать не надо.
18. Что умерло, вне мира не выпадает. А если здесь остается, то и превращается
здесь же, и распадается на собственные первостихии - мировые и твои. Они тоже
превращаются - и не скулят.
19. Все рождено для чего-то: конь, лоза. Что же ты изумляешься? Солнце - оно
скажет: я вот для чего рождено. Так
и другие боги. А для чего ты? Наслаждаться? Ты погляди,
держится ли эта мысль.
20. Всякая природа наметила прекращение ничуть не меньше, чем начало и весь
путь, как тот, кто подбрасывает мяч. Ну и какое же благо, что полетел мячик вверх, и
какое зло, что вниз полетел или упал? Благо ли пузырю, что он возник? что лопнул -
беда ли? И со светильником так.
21. Выверни и взгляни, каково оно и каким становится старое, больное,
потасканное.
Кратковечность какая и тот, кто хвалит, и тот, кого; и тот, кто помнит, и кого. Это в
нашем закоулке, и то не все согласны друг с другом и каждый с самим собой. А и вся-то
земля
- точка.
22. Держись предмета - основоположения, или деятельности, или обозначаемого.
Ты заслужил это и еще предпочитаешь завтра стать хорошим, а не сегодня быть.
23. Делаю что-либо? делаю, сообразуясь с благом людей. Происходит что со мной?
принимаю, сообразуясь с богами и всеобщим источником, из которого выведено все, что
рождается.
24. Вот каким тебе представляется мытье: масло, пот, муть, жирная вода,
отвратительно все. Так и всякая другая часть жизни и всякий предмет.
25. Луцилла Вера, потом Луцилла; Секунда Максима, потом Секунда; Эпитинхан
Диотима, потом Эпитинхан; Фаустину Антонин, потом Антонин. И все так. Целер
Адриана, потом Целер. А эти острые, знающие все наперед, самоослепленные - где они?
А ведь
остры были Харакс и Де-метрий Платоник, и Евдемон, и кто там
еще. И все мимолетно, все давно умерло. Иных вовсе не
вспоминали, другие превратились в баснословие, об иных и басни
скоро забудутся. Об этом помнить, потому что придется либо
рассеяться твоему составу, либо угаснуть твоему дыханью, либо
переместиться и быть поставленным в другое место.
26. Радость человеку - делать то, что человеку свойственно. А свойственна
человеку благожелательность к
соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об
убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и
того, что происходит в согласии с ней.
27. Троякое отношение: к сосуду, облегающему нас; к божественной причине, от
которой происходит со всеми все; и к другим людям.
28. Страдание либо телу зло - пусть тогда само заявит; либо душе. Но в ее власти
сохранить ясность и тишину и не
признавать, что зло. Ибо всякое суждение, а вместе и
стремление, желание или уклонение находятся внутри, и никакое
зло сюда не подымается.
29. Стирай представления, упорно повторяя себе: сейчас в моей власти, чтобы в
этой душе не было никакой низости, или вожделения, или вообще какого-нибудь
смятения. Нет, рассматривая все, каково оно есть, всем распоряжаюсь по достоинству.
Помни об этой от природы данной власти.
30. И в сенате, и с кем угодно вести беседу благопристойно, не вычурно - здравой
пусть будет речь.
31. Двор Августа, жена, дочь, внуки, пасынки, сестра, Агриппа, родственники,
домашние, друзья, Арий, Меценат, врачи, жрецы-гадатели - смерть всего этого двора.
Потом переходи к
другим и не так, чтобы смерть людей по отдельности, а вроде как
Помпеи. А еще то, что пишут на памятниках: Последний в роду. Прикинуть, сколько
терзаний было у предков о каком-нибудь наследнике, а потом и то, что должен же кто-
нибудь быть последним. А потом опять смерть всего рода.
32. Надо складывать жизнь от деяния к деянию, и если каждое получает, по
возможности, свое, этим довольствоваться. А чтобы оно свое получило, никто тебе
воспрепятствовать не может.
- Станет внешнее что-нибудь