каково появление зубов, бороды,
седины, каково оплодотворить, понести плод, родить и прочие
действия природы, вызревающие в ту или иную пору твоей жизни,
таково же и распасться. Вот как относиться к смерти человеку
рассудительному, а не огульно, грубо и высокомерно; нет,
ожидать ее как одно из природных действий. И как сейчас
ожидаешь, чтоб изошло дитя из утробы твоей жены, так надо
встречать свой час, когда эта твоя душа выпадет из своей
оболочки. Если же нужно тебе еще и обывательское, сердечное
подкрепление, то особенно сговорчивым со смертью сделает тебя
рассмотрение тех предметов, с которыми ты расстаешься, и тех
нравов, в которые она уже не будет впутана. Только ни в коем
случае не ожесточаться против них, напротив, заботиться и
сносить тихо. Но помнить все-таки, что не от единомышленников
уходишь; ведь единственное (если вообще есть такое), что могло
бы еще привлекать и удерживать в жизни: жить в единении с
людьми, пришедшими к таким вот основоположениям. А теперь,
видишь, какой утомительный разлад в этой жизни. Только и
скажешь: приди же скорее, смерть, чтобы мне и самому-то себя не
забыть.
4. Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, себе
же делает зло.
5. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо
делает.
6. Довольно, что есть сейчас постигательное признание, есть общественное деяние,
есть в душевном складе благорасположение ко всему, что происходит в соответствии с
причинностью.
7. Стереть представление; устремление остановить; погасить желание; ведущее
замкнуть в себе.
8. На существа неразумные разделена одна душа, а существам разумным уделена
одна разумная душа, подобно тому как одна земля у всего земляного, и одним светом
видим, одним воздухом дышим все, сколько есть нас видящих и одушевленных.
9. Что причастно некоей общности, спешит навстречу единородному. Что от земли
- тяготеет к земле, все влажное -
слиянно, так и воздушное; так что тут нужны бывают препоны, и
сильные. Огонь, правда, устремляется вверх из-за
первостихийного огня, однако он настолько готов возгораться
вместе со всяким здешним огнем, что всякое вещество посуше
хорошо возгорается, потому что меньше примешано к нему того,
что возгоранию мешает. И уж, конечно, все, причастное общей
духовной природе так же, если не больше, спешит к единородному,
потому что насколько оно лучше прочих, настолько же более
готово смешиваться и сливаться с тем, что ему родственно. Так
вот, уже у неразумных были изобретены рой, стадо, семейные
гнезда, едва ли не любовь. Там была уже душа, и нарастала в
том, что лучше, единительная сила, какой не было еще у
растений, камней, бревен. Ну а у разумных существ -
государственность, дружба, дома, собрания и даже во время войн
договоры и перемирия. У существ, которые еще лучше, даже при
разделенное тел некоторым образом возникло единение - так у
звезд. Вот как путь вверх, к лучшему, сумел произвести
единострастие даже в разделенном. Смотри же, что теперь
происходит: теперь только в разумном и забыто это усердие и
склонность друг к другу, здесь только и не видна слиянность. И
все же беглецы схвачены, потому как сильна природа.
Присмотришься - увидишь, что я говорю. Легче найти землю, не прилепившуюся к
земле, чем человека, отщепленного от человека.
10. Плодоношение у человека, и бога, и мира - в свой час приносят они всякий свой
плод. И если в речи это стерто и говорится собственно о лозе и тому подобном, так это
не важно. А разум приносит плод - и общий, и собственный; и рождается из него другое,
такое же, каков сам разум.
11. Можешь - переучивай их, не можешь - помни, что на то
и дана тебе благожелательность. Боги, те тоже благожелательны к
таким, в чем-то там даже помогают - в здоровье, богатстве,
славе. Видишь, какие хорошие - и тебе так можно. Или скажи,
кто тебе мешает?
12. Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, изумлялись; одного
желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное гражданственный разум.
13. Я вышел сегодня из всех испытаний, или, лучше, выбросил все испытания,
потому что вовне их не было, а только внутри, в признаниях.
14. Все это для опыта обычно, по времени краткотечно, по веществу мутно, и все
сейчас в точности так, как при тех, кого мы схоронили.
15.