Марк Аврелий

Размышления

каково появление зубов, бороды,

седины, каково оплодотворить, понести плод, родить и прочие

действия природы, вызревающие в ту или иную пору твоей жизни,

таково же и распасться. Вот как относиться к смерти человеку

рассудительному, а не огульно, грубо и высокомерно; нет,

ожидать ее как одно из природных действий. И как сейчас

ожидаешь, чтоб изошло дитя из утробы твоей жены, так надо

встречать свой час, когда эта твоя душа выпадет из своей

оболочки. Если же нужно тебе еще и обывательское, сердечное

подкрепление, то особенно сговорчивым со смертью сделает тебя

рассмотрение тех предметов, с которыми ты расстаешься, и тех

нравов, в которые она уже не будет впутана. Только ни в коем

случае не ожесточаться против них, напротив, заботиться и

сносить тихо. Но помнить все-таки, что не от единомышленников

уходишь; ведь единственное (если вообще есть такое), что могло

бы еще привлекать и удерживать в жизни: жить в единении с

людьми, пришедшими к таким вот основоположениям. А теперь,

видишь, какой утомительный разлад в этой жизни. Только и

скажешь: приди же скорее, смерть, чтобы мне и самому-то себя не

забыть.

4. Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, себе

же делает зло.

5. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо

делает.

6. Довольно, что есть сейчас постигательное признание, есть общественное деяние,

есть в душевном складе благорасположение ко всему, что происходит в соответствии с

причинностью.

7. Стереть представление; устремление остановить; погасить желание; ведущее

замкнуть в себе.

8. На существа неразумные разделена одна душа, а существам разумным уделена

одна разумная душа, подобно тому как одна земля у всего земляного, и одним светом

видим, одним воздухом дышим все, сколько есть нас видящих и одушевленных.

9. Что причастно некоей общности, спешит навстречу единородному. Что от земли

- тяготеет к земле, все влажное -

слиянно, так и воздушное; так что тут нужны бывают препоны, и

сильные. Огонь, правда, устремляется вверх из-за

первостихийного огня, однако он настолько готов возгораться

вместе со всяким здешним огнем, что всякое вещество посуше

хорошо возгорается, потому что меньше примешано к нему того,

что возгоранию мешает. И уж, конечно, все, причастное общей

духовной природе так же, если не больше, спешит к единородному,

потому что насколько оно лучше прочих, настолько же более

готово смешиваться и сливаться с тем, что ему родственно. Так

вот, уже у неразумных были изобретены рой, стадо, семейные

гнезда, едва ли не любовь. Там была уже душа, и нарастала в

том, что лучше, единительная сила, какой не было еще у

растений, камней, бревен. Ну а у разумных существ -

государственность, дружба, дома, собрания и даже во время войн

договоры и перемирия. У существ, которые еще лучше, даже при

разделенное тел некоторым образом возникло единение - так у

звезд. Вот как путь вверх, к лучшему, сумел произвести

единострастие даже в разделенном. Смотри же, что теперь

происходит: теперь только в разумном и забыто это усердие и

склонность друг к другу, здесь только и не видна слиянность. И

все же беглецы схвачены, потому как сильна природа.

Присмотришься - увидишь, что я говорю. Легче найти землю, не прилепившуюся к

земле, чем человека, отщепленного от человека.

10. Плодоношение у человека, и бога, и мира - в свой час приносят они всякий свой

плод. И если в речи это стерто и говорится собственно о лозе и тому подобном, так это

не важно. А разум приносит плод - и общий, и собственный; и рождается из него другое,

такое же, каков сам разум.

11. Можешь - переучивай их, не можешь - помни, что на то

и дана тебе благожелательность. Боги, те тоже благожелательны к

таким, в чем-то там даже помогают - в здоровье, богатстве,

славе. Видишь, какие хорошие - и тебе так можно. Или скажи,

кто тебе мешает?

12. Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, изумлялись; одного

желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное гражданственный разум.

13. Я вышел сегодня из всех испытаний, или, лучше, выбросил все испытания,

потому что вовне их не было, а только внутри, в признаниях.

14. Все это для опыта обычно, по времени краткотечно, по веществу мутно, и все

сейчас в точности так, как при тех, кого мы схоронили.

15.