Бросил семя в лоно и отошел, а там уж другая причина берется действовать, и
является дитя. Из чего - какое! Или
пищу, бросил в глотку, а там уж другая причина берется
производить ощущения, устремления и вообще жизнь, силу и
сколько еще всякого. Вот и рассматривать это столь прикровенно
происшедшее и силу эту видеть так же, как ту, что гнетет к
земле или выносит вверх - не глазами, но не менее ясно.
27. Упорно воображать, как все то, что происходит теперь, происходило и прежде;
и как будет происходить - так же воображать. Самому ставить перед своими глазами
целые действия или похожие сцены, какие известны тебе либо по собственному опыту,
либо от знания старины - скажем, весь двор Адриана, и весь Антонина, и весь двор
Филиппа, Александра, Креза. потому что и тогда все было то же, только с другими.
28. Представляй себе, что всякий, кто чем бы то ни было опечален или недоволен,
похож на поросенка, которого приносят богам, а он брыкается и визжит. Таков и тот, кто
лежа в постели молча оплакивает, как мы связаны с миром. А еще, что только разумному
существу дано следовать добровольно за происходящим, потому что просто следовать -
неизбежно для всех.
29. Останавливаясь по отдельности на всем, что делаешь, спрашивай себя, страшна
ли смерть тем, что этого вот лишишься.
30. Когда задевает тебя чье-нибудь погрешение, сразу перейди от него к
размышлению о том, в чем у тебя сходная погрешность. Например, не полагаешь ли ты,
что благо - деньги,
наслаждение или там слава, и так по разновидностям. Ибо
смиришься, как только сообразишь, что тот - подневольный. Ну
что ему поделать? Или отними от него, если можешь, то, что его
приневолило.
31. Увидя Сатирона, представляй себе Сократика или Евтиха или Гимена; увидя
Евфрата, Евтихиона представляй себе или Сильвана; если Алкифрона, то Тропеофора, а
если Ксенофонта, то Критона или Севера; на себя же самого поглядев, кого-нибудь из
Цезарей представляй себе, и так в каждом случае. А потом поразмысли: где они теперь?
нигде или где-то там. Ты постоянно будешь видеть в человеческом дым и ничтожество,
особенно если крепко запомнишь, что однажды превратившееся больше никогда не будет
в беспредельности времен. Что - и в чем? Не довольно ли
с тебя, если миролюбиво преодолеешь эту малость? Какого
вещества, каких положений ты избегаешь? Да и что все это, как
не упражнение для ума, который благодаря старательному
рассмотрению природы видит то, что есть в жизни? Так держись,
пока не усвоишь себе и это, как усваивает все здоровый желудок,
как сильный огонь, который из всего, что ни брось ему,
сотворяет пламя и сияние.
32. Пусть никому нельзя будет сказать о тебе по правде, что не прост или не
добротен. Нет, пусть лжет всякий, кто признает за тобой что-нибудь такое. А это всецело
от тебя зависит, ибо кто мешает быть добротным и простым? Ты только считай, что тебе
не жить, если таким не будешь. Вот и разуму решающему ты чужд, пока не будешь
таким.
33. Что можно сделать или наиболее здраво сказать в таком деле? Потому что,
каково б оно ни было, можно это сделать и сказать. И не отговаривайся, будто помеха у
тебя.
Ты не прекратишь стенать до тех пор, пока не прочувствуешь: каково для
сладострастника роскошествовать, таково для тебя из вещей, которые тебе подлежат и
выпадают, делать то, к чему расположено человеческое устроение, потому что за усладу
надо признавать все, что можно делать сообразно своей природе. А везде можно.
Цилиндру! - тому не дано нестись
везде в своем движении, так же и воде, и огню, и всему, чем
управляет природа или неразумная душа - очень у них много
преград и препон. А дух и разум чрез все, что стоит ему
поперек, может идти так, как ему естественно и желательно. Так
держи перед глазами ту легкость, благодаря которой разум
пронесется чрез все, как огонь вверх и камень вниз, как цилиндр
под уклон. Более и не ищи ничего. Ведь остальные преткновения
либо относятся к телесному трупу, либо, если сам разум не
признает их и не поддается, не ранят и не делают ровно никакого
зла. Иначе бы всякий, претерпевающий это, сразу бы стал дурен.
Потому что во всех других устроениях, что бы ни случилось с ними дурного, из-за этого
сразу делается хуже само страдающее; между тем человек, по правде говоря, становится
даже лучше и достоин похвалы, если он правильно распоряжается тем, что ему выпадает.
И вообще помни: тому,