и закону.
Ничуть, таким образом, не различаются прямой разум и прямая справедливость.
2. Пренебрежешь песней прелестной, пляской, двоеборьем, если разделишь
цельное звучание на отдельные звуки и о каждом спросишь себя: что, действительно он
тебя покоряет? Ведь отвернешься же! Вот и с пляской так, во всяком ее движении или
положениях; то же и с двоеборьем. В целом: за исключением добродетели и того, что от
нее происходит. не забывай спешить к составляющим, а выделив их, приходить к
пренебрежению. Это же переноси на жизнь вообще.
3. Какова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела, то есть либо
угаснуть, либо рассеяться, либо пребыть. И чтобы готовность эта шла от собственного
суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, - нет,
обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности.
4. Сделал я что-нибудь для общества - сам же и выгадал. Пусть это будет у тебя
под рукой и всякий оаз является; и не
прекращай никогда.
5. У тебя какое искусство? - Быть добротным. А может ли это хорошо произойти
иначе, как по правилам учения - тем ли, что относятся к природе целого, или же тем, что
относятся к
собственно человеческому устроению?
6. Сперва вывели трагедию в напоминание о том, чтб случается и что по природе
это случается, и если в театре увлекаетесь этим, так не тяготитесь этим же самым в театре
просторнейшем. Вы же видите, что так и надо этому свершаться, и что сносят это и те,
кто вопит 'О-о, Киферон!'. К тому ж некоторые вещи у сочинителей этих выражены
дельно - вот,
скажем, такое: 'Пренебрегли детьми и мною боги - что ж! Знать,
есть и в этом смысл. . . ', или опять же: 'На ход вещей нам
гневаться не след', или еще: 'Жизнь пожинать, как в пору зрелый
злак', и сколько еще такого. После трагедии вывели древнюю
комедию, полную воспитующей смелости и прямотой речей дельно
напоминающую о том, что никому не пристало ослепление. Вот
зачем Диоген это перенял. После была некая средняя комедия и,
наконец, новая; перенята ли она вообще зачем-нибудь или
потихоньку соскользнула к чрезмерному подражанию - поди узнай.
Ведь известно, что и эти кое-что дельно говорят, но общая-то задача таких произведений
и драматического искусства - какую
цель перед собой имела?
7. Каким образом ясно является уму, что нет в жизни другого положения, столь
подходящего для философствования, как то, в котором ты оказался ныне.
8. Ветка, отрубленная от соседней ветки, непременно уже отрублена и от всего
растения. Точно так человек, отщепленный от одного хотя бы человека, отпал уже от всей
общности. Да ветку-то хоть другой отрубает, а человек сам отделяет себя от ближнего,
если ненавидит и отвращается, того не ведая, что заодно и от всей гражданственности
себя отрезал. И тут - дар
Зевеса, зиждителя общности: дано нам вновь срастись с соседом и вновь составить целое.
Ну конечно, если то, что сопряжено с таким разделением, будет случаться не раз, то,
зайдя далеко, произведет малосоединимое и маловосстановимое. Да и вообще не
одинаковы ветка, изначально единорастущая и не изменившая единодушию, и наново
привитая после того, как была отрублена,
- что бы ни говорили садоводы. Единорастущий - и не единомысленный!
9. Те, кто становится тебе поперек, когда ты идешь вперед сообразно прямому
разуму. от здравого деяния тебя не отвратят и твоей к ним благожелательности пусть не
лишатся. Равно заботься о двояком: не о том только, чтобы суждения и деяния твои были
устойчивы, но также и о том, чтобы оставаться мягким в отношении тех, кто собирался
тебе помешать или как-нибудь еще досадить. Потому что бессильно и это, на них
досадовать, точно так же как отступиться от своего дела или поддаться смятению. Ведь
оставляют боевой строй оба - и тот, кто дрогнул, и тот,
кто отчуждается от своего единоплеменника и друга по природе.
10. 'Искусства выше всякое природное' - оттого искусства и подражают
природам. А если так, то уж совершеннейшая и самая
многообъемлющая из природ не уступит, думается, хотя бы и самой
искусной изобретательности. И как все искусства делают более
низкое ради высшего, так же точно и общая природа. Вот, вот где
рождается справедливость, а из нее возникают остальные доблести
- ведь не уследить нам за справедливым, если станем небезразличны к средним вещам
или же будем легковерны,
опрометчивы и переменчивы.
11. Раз уж сами не приходят к тебе вещи, за которыми ты гонишься и от которых -
также в смятении - бежишь, а это