на вечные времена не только за самой идеей, но и за
чем-то иным, что не есть идея, но обладает ее формою во все время своего
существования. Сейчас, я надеюсь, ты яснее поймешь, о чем я говорю.
Нечетное всегда должно носить то имя, каким я его теперь обозначаю, или
не всегда?
- Разумеется, всегда.
- Но одно ли оно из всего существующего - вот
что я хочу спросить, - или же есть еще что-нибудь: хоть
оно и не то же самое, что нечетное, все-таки кроме своего
особого имени должно всегда называться нечетным, ибо
по природе своей неотделимо от нечетного? То, о чем
я говорю, видно на многих примерах, и в частности на
примере тройки. Поразмысли-ка над числом 'три'. Не
кажется ли тебе, что его всегда надо обозначать и своим
названием, и названием нечетного, хотя нечетное и не
совпадает с тройкой? Но такова уж природа и тройки,
и пятерки, и вообще половины всех чисел, что каждое
из них всегда нечетно и все же ни одно полностью с
нечетным не совпадает. Соответственно два, четыре
и весь другой ряд чисел всегда четны, хотя полностью
с четным ни одно из них не совпадает. Согласен ты со
мною или нет?
- Как не согласиться! - отвечал Кебет.
- Тогда следи внимательнее за тем, что я хочу выяснить. Итак, по-
видимому, не только все эти противоположности не принимают друг друга,
но и все то, что не противоположно друг другу, однако же постоянно несет в
себе противоположности, как видно, не принимает той идеи, которая
противоположна идее, заключенной в нем самом, но, когда она
приближается, либо гибнет, либо отступает перед нею. Разве мы не
признаем, что число 'три' скорее погибнет и претерпит все, что угодно, но
только не станет, будучи тремя, чётным?
- Несомненно, признаем, - сказал Кебет.
- Но между тем два не противоположно трем?
- Нет, конечно.
- Стало быть, не только противоположные идеи не выстаивают перед
натиском друг друга, но существует и нечто другое, не выносящее
сближения с противоположным?
- Совершенно верно.
- Давай определим, что это такое, если сможем?
- Очень хорошо.
- Не то ли это, Кебет, что, овладев вещью, заставляет ее принять не просто
свою собственную идею, но [идею] того, что всегда противоположно тому,
[чем оно овладевает]?
- Как это?
- Так, как мы только что говорили. Ты же помнишь, что всякая вещь,
которою овладевает идея троичности, есть непременно и три, и нечетное.
- Отлично помню.
- К такой вещи, утверждаем мы, никогда не приблизится идея,
противоположная той форме, которая эту вещь создает.
- Верно.
- А создавала ее форма нечетности?
- Да.
- И противоположна ей идея четности?
- Да.
- Стало быть, к трем идея четности никогда не приблизится.
- Да, никогда.
- У трех, скажем мы, нет доли в четности.
- Нет.
- Стало быть, три лишено четности.
- Да.
- Я говорил, что мы должны определить, что, не будучи
противоположным чему-то иному, все же не принимает этого как
противоположного. Вот, например, тройка: она не противоположна
четному и тем не менее не принимает его, ибо привносит нечто всегда ему
противоположное. Равным образом двойка привносит нечто
противоположное нечетности, огонь - холодному и так далее. Теперь гляди,
не согласишься ли ты со следующим определением: не только
противоположное не принимает противоположного, но и то, что привносит
нечто противоположное в другое, приближаясь к нему, никогда не примет
ничего сугубо противоположного тому, что оно привносит. Вспомни-ка еще
разок (в этом нет вреда - слушать несколько раз об одном и том же): пять не
примет идеи четности, а десять, удвоенное пять, - идеи нечетности.
Разумеется, это - десятка, - хоть сама и не имеет своей противоположности,
вместе с тем идеи нечетности не примет. Так же ни полтора, ни любая иная
дробь того же рода не примет идеи целого, ни треть, как и все прочие
подобные ей дроби. Надеюсь, ты поспеваешь за мною и разделяешь мой
взгляд.
- Да, - разделяю, и с величайшей охотой! - сказал Кебет.
- Тогда вернемся к началу. Только теперь, пожалуйста, отвечай мне не
так, как я спрашиваю, но подражая мне. Дело в том, что помимо прежнего
надежного ответа я усмотрел по ходу нашего рассуждения еще и другую
надежность. Если бы ты спросил меня, что должно появиться в теле, чтобы
оно стало теплым, я бы уже не дал того надежного, но невежественного
ответа, не сказал бы, что теплота, но, наученный нашим рассуждением,
ответил бы потоньше - что огонь. И если ты спросишь, от чего тело
становится недужным, не скажу, что от недуга, но - от горячки. Подобным