противоположностей]
- Хорошо, - промолвил Сократ. - Мне кажется, что теперь никто, даже
комический поэт, не решится утверждать, будто я попусту мелю языком и
разглагольствую о вещах, которые меня не касаются. Итак, если не возражаешь,
приступим к рассуждению.
Начнем, пожалуй, вот с какого вопроса: что, души скончавшихся
находятся в Аиде или же нет? Есть древнее учение - мы его уже
вспоминали, - что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова
возвращаются сюда, возникая из умерших. Если это так, если живые
вновь возникают из умерших, то, по-видимому, наши души должны
побывать там, в Аиде, не правда ли? Если бы их там не было, они не
могли бы и возникнуть; и если бы мы с полною ясностью обнаружили,
что живые возникают из мертвых и никак не иначе, это было бы
достаточным доказательством нашей правоты. Если же все это не так,
поищем иных доводов.
- Отлично, - сказал Кебет.
- Тогда, - продолжал Сократ, - чтобы тебе было легче понять, не
ограничивайся одними людьми, но взгляни шире, посмотри на всех
животных, на растения - одним словом, на все, чему присуще
возникновение, и давай подумаем, не таким ли образом возникает все
вообще - противоположное из противоположного - в любом случае,
когда налицо две противоположности. Возьми, например, прекрасное и
безобразное, или справедливое и несправедливое, или тысячи иных
противоположностей. Давай спросим себя: если существуют
противоположные вещи, необходимо ли, чтобы одна непременно
возникала из другой, ей противоположной? Например, когда что-
нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что
сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?
- Да.
- И соответственно если оно станет меньше, то меньшим станет из
большего?
- Конечно, - подтвердил Кебет.
- И слабое возникает из сильного, а скорое из медленного?
- Несомненно!
- Какой бы еще привести тебе пример? Если что становится хуже, то не из
лучшего ли? Если справедливее, то из несправедливого? Так?
- А как же иначе?
- Значит, мы достаточно убедились, что всё возникает таким образом -
противоположное из противоположного?
- Совершенно достаточно.
- Тогда двинемся дальше. Нет ли между любыми двумя
противоположностями как бы чего-то промежуточного? Так как
противоположностей две, то возможны два перехода - от одной
противоположности к другой или, наоборот, от второй к первой.
Например, между большей вещью и меньшей возможны рост и
убывание, и об одной мы говорим, что она убывает, о другой - что
растет.
- Да, ты прав, - сказал Кебет.
- Но ведь не иначе обстоит дело с разъединением и соединением, с
охлаждением и нагреванием и во всех остальных случаях; у нас не всегда
может найтись подходящее к случаю слово, но на деле это всегда и непре-
менно так: противоположности возникают одна из другой, и переход этот
обоюдный.
- Ты совершенно прав, - сказал Кебет.
- Теперь ответь мне, есть ли что-нибудь противоположное жизни, как
сон противоположен бодрствованию?
- Конечно, есть.
- Что же именно?
- Смерть, - отвечал Кебет.
- Значит, раз они противоположны, то возникают друг из друга, и
между двумя этими противоположностями возможны два перехода.
- Ну, конечно!
- Тогда я назову тебе одну из двух пар, которые только что упомянул, -
сказал Сократ, - и саму пару, и связанные с нею переходы, а ты назовешь
мне другую. Я говорю: сон и бодрствование, и из сна возникает
бодрствование, а из бодрствования - сон, а переходы в этом случае
называются засыпанием и пробуждением. Достаточно тебе этого или нет?
- Вполне достаточно.
- Теперь сам скажи так же о жизни и смерти. Ты признаешь, что жизнь
противоположна смерти?
- Признаю.
- И что они возникают одна из другой?
- Да.
- Стало быть, из живого что возникает?
- Мертвое, - промолвил Кебет.
- А из мертвого что? - продолжал Сократ.
- Должен признать, что живое, - сказал Кебет.
- Итак, Кебет, живое и живые возникают из мертвого?
- По-видимому, да.
- Значит, наши души имеют пребывание в Аиде?
- Похоже, что так.
- Не правда ли, из двух переходов, связанных с этой парой, один
совершенно ясен? Ведь умирание -
вещь ясная, ты со мною согласен?
- Разумеется, согласен!
- Как же мы теперь поступим? Не станем вводить для равновесия
противоположный переход - пускай себе природа хромает на одну ногу?
Или же мы обязаны уравновесить умирание каким-то противоположным
переходом?
- Пожалуй, что обязаны.
- Каким же именно?
- Оживанием.
- Но если оживание существует, - продолжал Сок-
рат,