превосходить и быть
превосходимыми не по отношению к единому, а лишь по отношению друг к другу; и наконец,
единое тоже не может быть ни больше, ни меньше великости и малости, а также другого, так как и
оно не содержит в себе ни великости, ни малости.
Аристотель. Очевидно.
Парменид. Итак, если единое не больше и не меньше другого, то не необходимо ли, чтобы оно
его не превышало и им не превышалось?
Аристотель. Необходимо.
Парменид. Но совершенно необходимо, чтобы то, что не превышает и не превышается, было
равной меры, а, будучи равной меры, было равным.
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Далее, и само единое будет находиться с в таком же отношении к самому себе;
поскольку оно не содержит ни великости, ни малости, оно не будет превышаться самим собой и не
превысит себя, но, будучи равной меры, будет равно самому себе.
Аристотель. Конечно.
Парменид. Следовательно, единое будет равно самому себе и другому.
Аристотель. Очевидно.
Парменид. Далее, находясь в самом себе, единое будет также извне окружать себя и, как
окружающее, будет больше себя, а как окружаемое - меньше. Таким образом, единое окажется и
больше и меньше самого себя.
Аристотель. Да, окажется.
Парменид. Не необходимо ли также, чтобы вне единого и другого не было ничего?
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Но существующее должно же всегда где-нибудь находиться.
Аристотель. Да.
Парменид. А разве находящееся в чем-либо не будет находиться в нем, как меньшее в
большем? Ведь иначе одно не могло бы содержаться в другом.
Аристотель. Конечно, нет.
Парменид. А так как нет ничего, кроме другого и единого, и они должны в чем-то находиться,
то разве не необходимо, чтобы они либо находились друг в друге - другое в едином или единое в
другом, либо нигде не находились?
Аристотель. Видимо, да.
Парменид. Поскольку, стало быть, единое находится в другом, другое будет больше единого,
как окружающее его, а единое, как окружаемое, меньше другого; поскольку же другое находится в
едином, единое на том же самом основании будет больше другого, а другое - меньше единого.
Аристотель. Выходит, так.
Парменид. Следовательно, единое и равно, и больше, и меньше самого себя и другого.
Аристотель. Очевидно.
Парменид. Далее, коль скоро оно больше, меньше и равно, то в отношении к себе самому и к
другому оно будет содержать столько же, больше и меньше мер, - а если мер, то и частей.
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Но, содержа столько же, больше и меньше мер, оно, следовательно, и численно
будет меньше и больше самого себя и другого, а также равно самому себе и другому тоже
численно.
Аристотель. Каким образом?
Парменид. Если единое больше чего-либо, то по сравнению с ним оно будет содержать также
больше мер, а сколько мер, столько и частей; точно так же будет обстоять дело, если оно меньше
или если равно чему-либо.
Аристотель. Да.
Парменид. Итак, будучи больше и меньше себя и равно себе, оно будет содержать столько же,
больше и меньше мер, чем содержится в нем самом; а если мер, то и частей?
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Но, содержа столько же частей, сколько их в нем самом, оно количественно будет
равно себе, а содержа их больше - будет больше, содержа меньше - меньше себя численно.
Аристотель. Очевидно.
Парменид. Не будет ли единое точно так же относиться и к другому? Поскольку оно
оказывается больше его, оно необходимо должно быть и численно большим, чем оно; поскольку
оно меньше - меньшим, а поскольку оно равно другому по величине, оно должно быть равным ему
и количественно.
Аристотель. Непременно.
Парменид. Таким образом, единое снова, по-видимому, будет численно равно, больше и
меньше самого себя и другого.
Аристотель. Да, будет.
Парменид. А не причастно ли единое также времени? Будучи причастным времени, не есть ли
и не становится ли оно моложе и старше самого себя и другого, а также не моложе и не старше
себя самого и другого?
Аристотель. Каким образом?
Парменид. Если только единое существует, ему конечно, как-то присуще бытие.
Аристотель. Да.
Парменид. Разве 'есть' означает что-либо другое, а не причастность бытия настоящему
времени? А 'было' разве не означает причастность бытия прошедшему времени, и 'будет' -
времени будущему?
Аристотель. Да, конечно.
Парменид. Итак, если только единое причастно бытию, оно причастно и времени.
Аристотель. Конечно.
Парменид. Следовательно, текущему времени?
Аристотель. Да.
Парменид. Значит, оно всегда становится старше себя самого, коль скоро идет вперед вместе