не понимает, что без всестороннего и обстоятельного разыскания и даже
заблуждения невозможно уразуметь истину. Итак, Парменид, я присоединяюсь к просьбе Сократа,
чтобы и самому между тем тебя послушать.
По словам Антифонта, Пифодор рассказывал, что и он сам, и Аристотель, и все прочие после
этих слов Зенона стали просить Парменида не отказываться и пояснить на примере то, что он
сейчас высказал.
Тогда Парменид сказал:
- Приходится согласиться, хотя я и чувствую себя в положении Ивикова коня: постаревший
боец должен состязаться в беге колесниц, и он дрожит, зная по опыту, что его ждет, а поэт,
сравнивая себя с ним, говорит, что и сам он на старости лет вынужден против воли выступить на
поприще любви. Памятуя об этом, я с великим страхом подумываю, как мне в такие годы
переплыть эту ширь и глубь рассуждений. А впрочем, попробую: надо вам угодить, тем более что,
как говорит Зенон, мы все здесь свои. Итак, с чего же нам начать и что первым долгом
предположить? Угодно вам - раз уж решено играть в замысловатую игру, - я начну с себя и с моего
положения о едином самом по себе и рассмотрю, какие должны быть следствия, если
предположить, что единое существует, а затем - что его не существует?
- Конечно, - сказал Зенон.
- А кто, - продолжал Парменид, - будет мне отвечать? Не самый ли младший? Он был бы менее
притязателен и отвечал бы именно то, что думает, а вместе с тем его ответы были бы для меня
передышкой. - Я к твоим услугам, Парменид, - сказал Аристотель, - ведь, говоря о самом младшем,
ты имеешь в виду меня. Итак, спрашивай, я буду отвечать.
[Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого]
- Ну, что ж, - сказал Парменид, - если есть единое, то может ли это единое быть многим?
Аристотель. Да как же это возможно?
Парменид. Значит, у него не должно быть частей и само оно не должно быть целым.
Аристотель. Почему так?
Парменид. Часть, полагаю я, есть часть целого.
Аристотель. Да.
Парменид. А что такое целое? Не будет ли целым то, в чем нет ни одной недостающей части?
Аристотель. Именно так.
Парменид. Значит, в обоих случаях единое состояло бы из частей - и как целое, и как имеющее
части.
Аристотель. Непременно.
Парменид. И значит, в обоих случаях единое было бы многим, а не единым.
Аристотель. Правда.
Парменид. Должно же оно быть не многим, а единым.
Аристотель. Должно.
Парменид. Следовательно, если единое будет единым, оно не будет целым и не будет иметь
частей.
Аристотель. Конечно, нет.
Парменид. А потому, не имея вовсе частей, оно не может иметь ни начала, ни конца, ни
середины, ибо все это были бы уже его части.
Аристотель. Правильно.
Парменид. Но ведь конец и начало образуют предел каждой вещи.
Аристотель. Как же иначе?
Парменид. Значит, единое беспредельно, если оно не имеет ни начала, ни конца.
Аристотель. Беспредельно.
Парменид. А также лишено очертаний: оно не может быть причастным ни круглому, ни
прямому.
Аристотель. Как так?
Парменид. Круглое ведь есть то, края чего повсюду одинаково отстоят от центра.
Аристотель. Да.
Парменид. А прямое - то, центр чего не дает видеть оба края.
Аристотель. Да.
Парменид. Итак, единое имело бы части и было бы многим, если бы было причастно
прямолинейной или круглой фигуре.
Аристотель. Совершенно верно.
Парменид. Следовательно, оно - не прямое и не шарообразное, если не имеет частей.
Аристотель. Правильно.
Парменид. А будучи таким, оно не может быть нигде, ибо оно не может находиться ни в
другом, ни в себе самом.
Аристотель. Почему так?
Парменид. Находясь в другом, оно, надо полагать, кругом охватывалось бы тем, в чем
находилось бы, и во многих местах касалось бы его многими своими частями; но так как единое не
имеет частей и не причастно круглому, то невозможно, чтобы оно во многих местах касалось чего-
либо по кругу.
Аристотель. Невозможно.
Парменид. Находясь же в себе самом, оно будет окружать не что иное, как само себя, если
только оно действительно будет находиться в себе самом: ведь невозможно, чтобы нечто
находилось в чем-либо и не было им окружено.
Аристотель. Конечно, невозможно.
Парменид. Следовательно, окруженное и то, что его окружает, были бы каждое чем-то особым
- ведь одно и то же целое не может одновременно испытывать и вызывать оба состояния, и, таким
образом, единое было бы уже не одним, а двумя.
Аристотель. Конечно.
Парменид. Следовательно, единое не находится нигде: ни в себе самом, ни в другом.
Аристотель. Не находится.
Парменид. Сообрази же, может ли оно, будучи