этого гения. Что же касается твоего мнения об Эроте, то в нем нет ничего
удивительного. Судя по твоим словам, ты считал, что Эрот есть предмет любви, а не любящее начало.
Потому-то, я думаю, Эрот и показался тебе таким прекрасным. Ведь предмет любви и в самом деле и
прекрасен, и нежен, и полон совершенства, и достоин зависти. А любящее начало имеет другой облик, такой,
примерно, как я сейчас описала.
Тогда я сказал ей:
- Пусть так, чужеземка, ты говорила прекрасно. Но если Эрот таков, какая польза от него людям?
- А это, Сократ, - сказала она, - я сейчас и попытаюсь тебе объяснить. Итак, свойства и происхождение Эрота
тебе известны, а представляет он собой, как ты говоришь, любовь к прекрасному. Ну, а если бы нас
спросили: 'Что же это такое, Сократ и Диотима, любовь к прекрасному?' - или, выражаясь еще точнее: 'Чего
же хочет тот, кто любит прекрасное?'
- Чтобы оно стало его уделом, - ответил я.
- Но твой ответ, - сказала она, - влечет за собой следующий вопрос, а именно: 'Что же приобретет тот, чьим
уделом станет прекрасное?'
Я сказал, что не могу ответить на такой вопрос сразу.
- Ну, а если заменить слово 'прекрасное' словом 'благо' и спросить тебя: 'Скажи, Сократ, чего хочет тот,
кто любит благо?'
- Чтобы оно стало его уделом, - отвечал я.
- А что приобретает тот, чьим уделом окажется благо? - спросила она.
- На это, - сказал я, - ответить легче. Он будет счастлив.
- Правильно, счастливые счастливы потому, что обладают благом, - подтвердила она. - А спрашивать,
почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть, незачем. Твоим ответом вопрос, по-видимому,
исчерпан.
- Ты права, - согласился я.
- Ну, а это желание и эта любовь присущи, по-твоему, всем людям, и всегда ли они желают себе блага, по-
твоему?
- Да, - отвечал я. - Это присуще всем.
- Но если все и всегда любят одно и то же, - сказала она, - то почему же, Сократ, мы говорим не обо всех, что
они любят, а об одних говорим так, а о других - нет?
- Я и сам этому удивляюсь, - отвечал я.
- Не удивляйся, - сказала она. - Мы просто берем одну какую-то разновидность любви и, закрепляя за ней
название общего понятия, именуем любовью только ее, а другие разновидности называем иначе.
- Например? - спросил я.
- Изволь, - отвечала она. - Ты знаешь, творчество - понятие широкое. Все, что вызывает переход из небытия в
бытие, - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать
творчеством, а всех создателей - их творцами.
- Совершенно верно, - согласился я.
- Однако, - продолжала она, - ты знаешь, что они не называются творцами, а именуются иначе, ибо из всех
видов творчества выделена одна область - область музыки и стихотворных размеров, к которой и принято
относить наименование 'творчество'. Творчеством зовется только она, а творцами-поэтами - только те, кто в
ней подвизается.
- Совершенно верно, - согласился я.
- Так же обстоит дело и с любовью. По сути, всякое желание блага и счастья - это для всякого великая и
коварная любовь. Однако о тех, кто предан таким ее видам, как корыстолюбие, любовь к телесным
упражнениям, любовь к мудрости, не говорят, что они любят и что они влюблены, - только к тем, кто занят и
увлечен одним лишь определенным видом любви, относят общие названия 'любовь', 'любить' и
'влюбленные'.
- Пожалуй, это правда, - сказал я.
- Некоторые утверждают, - продолжала она, - что любить - значит искать свою половину. А я утверждаю, что
ни половина, ни целое не вызовет любви, если не представляет собой, друг мой, какого-то блага. Люди хотят,
чтобы им отрезали руки и ноги, если эти части собственного их тела кажутся им негодными. Ведь ценят
люди вовсе не свое, если, конечно, не называть все хорошее своим и родственным себе, а все дурное -
чужим, - нет, любят они только хорошее. А ты как думаешь?
- Я думаю так же, - отвечал я.
- Нельзя ли поэтому просто сказать, что люди любят благо?
- Можно, - ответил я.
- А не добавить ли, - продолжала она, - что люди любят и обладать благом?
- Добавим.
- И не только обладать им, но обладать вечно?
- Добавим и это.
- Не есть ли, одним словом, любовь не что иное, как любовь к вечному обладанию благом?
- Ты говоришь сущую правду, - сказал я.
- Ну, а если любовь - это всегда любовь к благу, - сказала она, - то скажи мне, каким образом должны
поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они должны
делать, ты можешь сказать?
- Если бы мог, - отвечал я, - я не восхищался бы твоей